О театре «Около дома Станиславского» не многие знают, билеты туда не купить в привычных театральных кассах, а в сети почти нет отзывов на их постановки. Художественный руководитель театра – Юрий Погребничко. Он знаменит собственной режиссерской системой. Основа его метода – эксперименты с множеством самых разных элементов. Он совмещает несовместимое, использует в спектаклях видеоарт и биомеханику, заставляет зрителя увидеть в знакомом тексте новую философскую логику. В системе Погребничко важно сочетание классического и авангардного театра.
Спектакль «Чевенгур» с первых минут завораживает зрителя. На сцене рельсы, на них – то ли мешки, то ли трупы. Потом раздаётся скрип железной калитки и символично катится колесо истории. В черновиках это произведение Андрея Платонова называлось «Строители весны». Мифическая утопия о коммунизме, о счастье и о том, реально ли найти идеальную общественную систему даже не для всего человечества, а хотя бы для одного человека. На сцене хрупкая девочка в белом платье идёт по рельсам, а рядом главный герой романа, Александр, отправляется искать коммунизм. Стоит отметить, что этот спектакль почти лишён повествовательности, в плане развития сюжета он больше похож на философскую перемотку произведения. Но перемотка эта откладывается в голове зрителя, словно 25-ый кадр.
Актёры действительно завораживают. Говорят не как обычно и играют как будто не играют. Каждый диалог и каждая фраза отпечатываются в голове, их хочется запомнить и обдумать.
«— Се — русская душа.
Проклятая черница —
Вместилище добра,
Обитель красоты,
В смиреньи и любви —
Христова ученица,
Пока она жива —
Мы будем у черты.»
Последние годы тема коммунизма, революции и различные смыслы этих понятий все чаще поднимаются со сцен различных театров. Вспомнился и «Светлый путь» Александра Молочникова в МХТ им. А.П. Чехова, и «Конармия» Максима Диденко в ЦИМе. Кроме того, особенно начитанный зритель заметит здесь и Островского, и Хемингуэя («Убийца») и Бабеля. Здесь даже Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра присутствуют. Но «Чевенгур» в постановке Погребничко – максимально ёмкое и глубокое произведение. Спектакль длится чуть больше часа. За это время на зрителя успевает рухнуть большой философский и интеллектуальный поток. И великая заслуга режиссёра и актёров, что главная ценность постановки – это не картинка, а именно осмысление зрителем увиденного и скорее услышанного.
«Чевергур» совершенно не развлекательный спектакль. После него хочется читать, и читать не отзывы, пытаясь понять, что хотел показать режиссёр и актёры, а книги. Часто современный театр балует зрителя яркой картинкой без смысловой нагрузки. В этой работе удалось показать серьёзный и умный спектакль. В ней есть не только смысл (изначально его очень много и в самом произведении Платонова), но и камерность театра Около, необычная манера преподнесения текста актёрами, музыка, свет, рельсы, живая музыка, цветы и даже мыльные пузыри. И это не отвлекает от сути, от глубины и важности затронутых тем. Театр в свойственной ему манере переосмыслил не только произведение «Чевенгрур», но и то, что есть около этого произведения. В спектакле звучит стихотворение Александра Денисенко «Товарняк», которое идеально и очень точно связывает и рельсы, и «Чевенгур», и русского человека.
Автор: Андрей Платонов
Режиссер-постановщик: Юрий Погребничко
Режиссер- педагог: Лилия Загорская
Сценография и костюмы: Надежда Бахвалова
Исполняют:
Саша Дванов: Сергей Каплунов
Захар: Юрий Павлов
Копенкин: Максим Солопов
Чепурный: Алексей Сидоров
Бобыль: Александр Сазонов
Жеев: Наум Швец
Соня: Элен Касьяник
Пиюся: Владимир Храбров
Киреев: Дмитрий Богдан
Луй:Александр Сазонов
Эл: Александр Зотов
Макс: Алексей Артемов
Джорж: Анатолий Егоров
Ник: Георгий Авшаров
Гедали: Юрий Погребничко
Оле: Алексей Левинский
Нино Катамадзе: Марьяна Кирсанова,
Фрэнк Синатра: Александр Орав
Место: Театр Около дома Станиславского
Продолжительность: 1 час 10 минут