Пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» написана в 2016 году. За три года она облетела сцены многих театров по всей России, а 2018 получила премию «Золотая Маска» в номинации «работа драматурга».
Чем же так зацепила режиссеров пьеса о том, как молодого человека задерживает полиция? Правда полиция не простая, а высокоинтеллектуальная. И протокол полицейские составляют, к сожалению, о том, что молодой человек, грубо говоря, унылое... ах, пардон, очень серый, ограниченный, вечно всем недовольный и неинтересный индивид. Но это поправимо, ведь полиция всегда на страже интересов граждан.
Атмосферный подвал КЦ «Хитровка» – очень подходящая площадка для этого спектакля – железная клетка отделения полиции, встроенная в старые кирпичные стены, создает двоякое ощущение времени, современность погружается в прошлое, тем более речь в пьесе будет и об истории. Зрителей, досмотренных при входе полицейским, рассаживают по трем сторонам клетки. Как же глубоко въелась в нас неприязнь к полиции, что даже зная, что это спектакль и полицейские ненастоящие, все равно испытываешь настороженность и тревогу «как бы чего не вышло».
А между тем в клетке двое: за столом полицейский (Александр Соколов) что-то строчит на компьютере, а в углу жмется странный «человек из Мытищ» (Баграт Мелкумян), в разодранной рубахе и с проводом удлиннителя на шее. Второй полицейский (Евгений Аксенов) обходит дозором зал и обнаруживает в нем весьма подозрительную личность, которую и приглашает пройти в отделение. «Человек из Подольска» (Илья Кожухарь) недоумевает, но подчиняется.
И начинается игра, абсолютный бред с точки зрения «условно-нормального» человека. Странные вопросы о, казалось бы, обычных, ничем не примечательных вещах, на которые задержанный не может ответить. Еще более странные танцевально-вокальные упражнения:
Это такой наш специальный полицейский танец для развития мозга. Необычные движения и произнесение трудных звукосочетаний способствуют образованию новых нейронных связей. Тебе мозг надо развивать! Мыслительные способности! Гибкость ума!
Бедный Коля из Подольска ничего не понимает, абсурдность ситуации пугает его до чертиков, но с полицейскими не очень-то поспоришь, приходится танцевать. Даже испуганный нелепостью происходящего, Коля понимает, что эти бравые ребята не очень-то вписываются в стандартный образ полицейских. Они с легкостью рассуждают о постмодернистских произведениях Владимира Сорокина, о «Чёрном квадрате» Малевича, о музыкальных жанрах, от Моцарта до Джона Кейджа : «Знаем мы, что такое нойз и индастриал. Einstürzende Neubauten, все вот эти вот дела...»
А женщина-полицейский (Ольга Свободина) пытается объяснить нерадивому ученику, что Подольск и Амстердам одинаково красивы. Актеры играют весело и с азартом, особенно хорош дуэт полицейских Александр Соколов – Евгений Аксенов, танец последнего – просто феерия. Полицейские получились настолько достоверными, что хотелось забиться в угол, только бы к тебе не подошли.
Камерность пространства и близость актеров целиком погружает зрителя в происходящее, и это вовлечение зрителя в игру приводит к тому, что ты сидишь и судорожно думаешь: «А я? Я знаю ответы на эти вопросы? А вдруг сейчас подойдут и спросят?» И с облегчением понимаешь – Да! Знаю! Знаю какого цвета дверь в подъезде, знаю, что в соседнем дворе маленькая смешная старушка разбила цветник под окном и строго бдит из окна, знаю, что около метро живет хитрый дядька, который у всех стреляет сигареты, но не просто так, а в обмен на разные истории или глубокомысленные афоризмы, знаю, что в одном из дворов самая лучшая детская площадка и вся ребятня сбегается именно туда, знаю, как зовут Моцарта и Малевича, знаю, о чем «Леший» Чехова, знаю, что вокруг меня постоянно происходит столько всего интересного, что глаза разбегаются... знаю!!!
И пьеса и спектакль несут очень правильный и очень добрый посыл: открой глаза – и ты увидишь огромный и прекрасный мир! А Колю из Подольска не жалко вовсе.
Постановка: Яков Ломкин
В ролях: Илья Кожухарь, Дмитрий Чуриков, Игорь Гудеев, Александр Соколов, Мария Ковальская, Ольга Свободина, Евгений Аксенов, Алексей Викторов, Баграт Мелкумян, Людмила Майорова