Иногда согласиться с мнением большинства можно без внутреннего сопротивления и этических разногласий. Такая солидарность возникает с восторженными зрителями спектакля «Баба Шанель» в Театре на Юго-Западе. Да, мы тоже наконец посмотрели и нам есть что сказать. Но просто присоединиться к аплодисментам не получится, хочется все-таки поспорить.
Всё происходит на десятилетнем юбилее ансамбля народной песни «Наитие». Возраст его участниц давно опередил российский курс евро, но дамы ещё ого-го – и петь, и пить, и творческие разборки устраивать – всё могут. Идиллия, порой разбавленная интригами (куда без них в мире высокого искусства), нарушается, когда бессменный руководитель этого бабьего царства Сергей Сергеич приводит новенькую – и тут, конечно, празднику конец, всё меняется без шансов вернуться к истокам без потерь и проблем. Хор пенсионерок-инвалидов бунтует, прогоняет своего демиурга, коллективно страдает и также коллективно в итоге отправляется на небеса – под Игги Попа с Надеждой Кадышевой.
Разве этот спектакль про старость (как считают многие), грустные реалии конца жизни в нашей стране и «самодеятельные» радости женщин, перешедших черту, после которой уже можно задавать вопросы про возраст? Разве количество лет и инвалидность здесь – не условность? Прежде всего мы видим историю про театральный мир, про существование человека в творческой системе координат. Про все неудачные пробы, упущенные возможности и рухнувшие надежды. Не только на подмостках, конечно же, в жизни тоже, но тема «весь мир – театр» лежит здесь просто на поверхности... Смотришь на ритуальные танцы «старых работников культуры» и ловишь себя на мысли – какая горькая правда, общая для тех, кто в зале и кто на сцене. Не разбавишь её юмором – будет слишком тошно. Разбавишь чересчур – всё превратится в дешевую антрепризу для провинциальных гастролей. Но, к счастью, в юго-западной «Шанели» всё в меру – с минимумом декораций (зеркала, балетные станки да многофункциональный стол – то скатерть-самобранка, то подиум, то рабочее место паталогоанатома) и разухабистым саундтреком (но это можно было сразу предположить).
Или откуда столько зрительскиго негодования в сторону Сергея Сергеевича: «Ах, он бросил своих старушек, как он мог вообще?!». Вы видели хотя бы раз глаза руководителя драмкружка Дома культуры железнодорожников в условном городе Егоршино? Я вот видела, и поэтому после отчаянного монолога Дениса Нагретдинова, уставшего существовать в этом бесконечном бесперспективняке, хочется не обвинять, а обнять - иди, родимый, сколько вас таких по всей стране тихо вздыхают, пересматривая свои студенческие фотографии и уже не вспоминая, про мечты взорвать мир своими великими творениями или хотя бы уехать в областной центр.
И позвольте, о каких слезах и плаче по бедным старушкам можно говорить в финале? О чем там плакать, если Валерий Белякович сумел вытянуть из мрачной истории Николая Коляды такое количество света? Белякович оставляет надежду, которой Коляда обычно лишает (я его «Рогатку» с Маковецким и Бозиным в постановке Виктюка до сих пор не могу вспоминать, не вздрагивая и не всхлипывая, а лет прошло с тех пор – на несколько жизней хватит). Белякович превратил всё в грандиозный фарс, в буффонаду. Переработав текст, разбавив всё музыкой и отдав все женские роли мужчинам. И они ведь нисколько не напоминают переодетых в балетные пачки мужиков, изображающих маленьких лебедей под всеобщий гогот на второй день большой деревенской свадьбы. Да, это очень важный момент – пьеса в этой постановке приобрела какой-то новый, я бы сказала, рафинированный оттенок - вроде бы всё просто и напоминает внешне балаган, но это обманчивое ощущение, у Беляковича всё намного тоньше и глубже.
Не удержусь и все же расскажу немного о женщинах трудной судьбы (если в России женщины с другой судьбой – вопрос риторический). Сара Абрамовна (Андрей Санников), у которой в каждом рукаве по томику «Антологии русской поэзии Серебряного века» припрятано, Капитолина Петровна (Максим Лакомкин) – так и ждешь от неё крепкого словца и очередной «соленой» присказки, Тамара Ивановна (Сергей Бородинов) – едкая смесь желания вечно лезть на баррикады и подыскать себе теплое место, Ираида Семеновна (Олег Анищенко) – сколько мы от таких бабок наслушались когда-то про юбки не той длины, а сейчас – про не так воспитываемых детей. Еще есть молчаливая конформистка Настя (Константин Курочкин), трогательная Нина Андреевна (Олег Задорин), которая каким-то образом еще водит машину, и глуховатая, потому и очень громкая Михеевна (Георгий Иобадзе/Михаил Белякович) – как все старики, она слышит только то, что ей нужно, сколько б слуховых аппаратов внуки ни подарили. И конечно, Роза Рябоконь (внимание, вот её, ту самую «бабу Шанель», внесшую сумбур и раздрай в «Наитие», играет единственная в этом спектакле актриса – Галина Галкина) – это квинтэссенция всех вахтерш, сотрудников ЖЭКов, паспортных столов и «вас здесь не стояло». При всей узнаваемости и растиражированности каждого из образов, они мастерски прорисованы актерами, но при этом не чувствуется ни издевки, ни снисходительности, ни ненужной клоунады. Опять каждую хочешь обнять, кокошник поправить, кому чайку налить, кому – коньячку.
За костюмы, придуманные самим Валерием Беляковичем – отдельное «браво». Эти унылые кокошники с сарафанами из непоймичего не просто по тексту сшиты, они как вторая кожа наших красавиц (разумеется, эту «кожу» в финале сбросят, как и положено). Но это же ещё и персональный привет самому Николаю Владимировичу – так и кажется, что он мелькнёт сейчас среди героинь своей пьесы, в тюбетейке и диковинном халате, раздавая автографы и одаривая всех пронзительным взглядом.
История, рассказанная в Театре на Юго-Западе, совершенно реальна. Я своими глазами пару лет назад наблюдала в преддверии 8 марта раскрасневшихся пенсионерок, нестройно выходивших из кабинета в ДК, где они сначала долго пели, ели и пили, а потом торжественно выносили банки с недоеденными огурцами. «Это ансамбль народной песни», – пояснил кто-то из сидевших рядом. Впрочем, у Коляды всегда всё как в жизни – даже правдивее, чем на самом деле. Но благодаря именно этой постановке «черная» комедия, в чем-то даже слишком сентиментальная и беспросветная, вдруг превратилась в праздник. Тоже не самый веселый и легкий, с философским подтекстом и множеством смыслов, но очень настоящий и всё же с многоточием в конце. С надеждой «будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево». Но эту цитату уже явно Сара Абрамовна дописала.
Постановка и сценография, костюмы: Белякович Валерий Романович
Звуковое оформление: Коротков Михаил Борисович
Художник по свету: Климов Вячеслав Александрович
Исполнители: Лакомкин Максим Валерьевич, Санников Андрей Александрович, Анищенко Олег Николаевич, Задорин Олег Николаевич, Бородинов Сергей Иванович, Курочкин Константин Михайлович, Белякович Михаил Сергеевич, Нагретдинов Денис Таллинович, Галкина Галина Анатольевна
Площадка - Театр на Юго-Западе
Продолжительность - 2 часа