В этом году Международный день танца (29 апреля) в Центре драматургии и режиссуры «отпраздновали» двумя показами пластического спектакля «АхматМоди». И, делая скидку на то, что красота (и объективность) в глазах смотрящего, всё же смею утверждать – праздник удался.
Час, проведенный в мастерской на Монмартре, с художником и его музой, пролетает незаметно. Он похож на странный сон, красивый и нереальный. На сцене двое – Амедео (Роман Андрейкин) и Анна (Лина Лангнер). И гипсовые бюсты, как молчаливые свидетели начала и конца короткого, но бурного (и в чем-то, безусловно, «больного») романа двух гениев ХХ века.
Эта история, как и полагается, состоит из домыслов, недоказанных фактов и недорассказанных воспоминаний. Доподлинно известно, что юная Ахматова, отправилась в 1910 году с Николаем Гумилевым в Париж (между прочим, в свадебное путешествие) и познакомилась там с молодым и никому неизвестным Модильяни (красивым, бедным и непризнанным). Всё остальное, повторюсь, лишь предположения. Сама А.А. долго говорила: «Один художник, с которым у меня абсолютно ничего не было». И лишь в конце её долгой жизни (в отличие от жизни Гумилева и Модильяни), она рассказала, как в июле 1911 года вернулась в Париж, на несколько месяцев. Именно к нему. Хотя там тоже больше полутонов, полунамеков и неявных признаний. И все, кто мог бы подтвердить или опровергнуть, давно наблюдают за нами из совершенно других измерений.
Зато мы точно знаем, что после этой встречи Ахматова выпустила первый (и как многие считают, лучший) свой поэтический сборник «Вечер». А Модильяни впервые выставил свои картины в салоне и тут же, что называется, проснулся известным (но увы, по-настоящему знаменитым и оцененным он стал после своей смерти). И написал множество портретов Анны Андреевны.
Хочешь знать, как все это было?
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
"Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!" -
"Да".
Понятно, что такая тема, раз уж за нее берутся хореографы, предполагает нешуточный накал страстей на сцене. Актёры с помощью движений гениально рассказали не только историю про страсть, но и передали то, что обычно называют «муками творчества» или «печатью гениальности»! Без слов понимаешь, как эти двое, отдаваясь новому чувству, открывают не только другого, но и нового себя. И целую Вселенную. А затем, по-прежнему любя, разрушают и опустошают друг друга. Уходят, чтобы навсегда остаться. Чего стоит только фантастический прием с волосами танцовщицы. Или Модильяни-Сизиф в финале, несущий на себе свой камень-крест? Впрочем, там всё красиво, нервно, образно. Слова не нужны. Они вообще здесь совершенно лишние. И спасибо, что Федотенко-режиссер не стал перегружать спектакль стихами Ахматовой.
Даже будучи прожженным циником или любителем классической «Жизели» в Большом, нельзя выйти из зала равнодушным. Этот ритм и эти движения всё равно отпечатаются в памяти, отзовутся для каждого какими-то своими воспоминаниями и переживаниями. Митя Федотенко (арт-директор и хореограф французской компании Autre MiNa) говорит, что хореографию «АхматМоди» следует рассматривать в контексте таких понятий как «включение/ отдача/ усилие» – терминов, близких к спортивной среде и восточным единоборствам.
«Я продолжаю отстаивать принцип физически-ангажированного танца, требующего от танцовщика как физического тонуса, так и перманентного ментального включения. Всё происходит here and now...Для меня крайне важно оставить танцовщикам возможность самостоятельного принятия решений. Тем самым у них вырабатывается ответственность в «расстановке акцентов» всякий раз, когда мы возвращаемся к той или иной сцене».
На сцене всё так и происходит. Here&now. С импровизацией и ощущением тотального погружения исполнителей в контекст.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится -
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится, -
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!.. За ночь прийти успеет
Зима.
Можно быть совершенно далеким от современной хореографии, можно ничего не знать о романе русской поэтессы и французского художника, можно спокойно относиться к их творчеству – и проникнуться при этом происходящим на сцене. «АхматМоди» – это история про отношения Мужчины и Женщины, рассказанная языком танца, попадает туда, куда попадают все настоящие истории. Как глаза женщин с портретов Модильяни или как ахматовская «Поэма без героя».
Хореограф: Митя Федотенко
Художник-сценограф: Митя Федотенко
Художник по свету: Елена Перельман
Художник по костюмам: Игорь Гарин
Создание бюстов: Анастасия Макарова, Александра Мираш
Звукоинженер: Валерий Машков
Исполнители: Лина Лангнер, Роман Андрейкин
Место: ЦДР, площадка Сокол
Продолжительность 1 час