Самая известная опера чешского композитора популярна и по сей день, только в прошлом сезоне она шла больше чем на 20 оперных сценах. В России последний раз ее ставили в Мариинке в 2007 году, и вот теперь «Енуфа» есть в Москве на сцене МАМТ.
Оперу А.Титель поставил на русском, а не в оригинале (на чешском языке) и по всем законам русского психологического театра. Либретто написал сам композитор по пьесе Габриэллы Прейсовой «Ее падчерица». Побывав в 1891 году на ее премьере в театре Брно, он сильно впечатлился описанными событиями и характерами моравской деревни конца XIX века. Сильные женщины и слабые мужчины, любовь, ревность, предательство, детоубийство на фоне пасторальных пейзажей.
Главная героиня в первом акте еще молодая доверчивая девушка, собирается замуж за Штеву, от которого ждет ребенка. Похоже, что Енуфа любит не того – гуляку, привлеченного ее красотой и ни на что не годного, да ещё и предателя. Но свадьба срывается после того, как Лаца, сводный брат Штевы, в порыве ревности ранит ей лицо. А потом, чтобы избежать огласки, ее мачеха (Костельничка) топит младенца в проруби. И в третьем акте Енуфа готовится к свадьбе с Лацей, когда находят труп ребенка. Костельничка признается во всем, и Енуфа ее прощает. В финале кажется, что героиня после всех испытаний сможет жить заново.
Подлинная трагедия мачехи ради счастья дочери совершающей убийство, блестяще передана примой театра Натальей Мурадымовой, помимо прекрасного исполнения продемонстрировавшей большое драматическое дарование («Золотая маска» 2019 за лучшую женскую роль).
В этой опере мало привычных арий и дуэтов, в основном речитатив и музыкальный материал предъявляет высокие требования к исполнителям. Поют душераздирающе и в музыке, кажется, тоже звучит человеческая речь. В массовых сценах слышны отзвуки чешского фольклора, на сцене появляются музыканты и танцоры, стекольщик, запускающий со сцены солнечного зайчика, точильщик с точильным станком.
Сценография постановки (художник В. Арефьев) лаконична и убедительна. Центральное место на сцене занимает огромный ствол дерева (целый в первом акте; разделённый пополам – во втором), лежащий по диагонали. Вокруг него и на нем и разворачиваются все события. На заднике фотопроекция струящегося горного водопада (снимали крымский водопад и как-то хитро монтировали). Вода важный элемент в постановке – помимо водопада, она в ведрах по сцене, ее пьют, ей умываются, в ней топят. Помимо этого сельского колорита добавляет живая коза, а были ещё и гуси, но не сдружились с оркестром.
Удивительное дело, постановка смотрится свежо и весь саспенс держит в напряжении три с лишним часа. Героям сочувствуешь и надеешься, что не только для Енуфы и Лацы, но и для Костельнички после этих ужасных событий настал покой. Еще искренне радует, что спустя сто с небольшим лет возможны другие стратегии в жизни девушек, помимо замужества.
Создатели:
Композитор: Леош Яначек
Либретто: Леош Яначек
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик: Евгений Бражник
Режиссер-постановщик: Александр Титель
Художник-постановщик: Владимир Арефьев
Место: МАМТ им. К.С. Станиславского т Вл. И. Немировича-Данченко
Продолжительность: 3ч 10 мин с двумя антрактами