Понятно, что все основные темы и вопросы, волнующие человечество, легко умещаются на одну маленькую страницу. Ничего не изменилось со времён античных трагедий и шекспировского «Глобуса». Мы запускаем ракеты в космос, меняем купюры на криптовалюту, шьём одежду из нефтепродуктов и спорим о клонировании, но разбираться в себе и в своих взаимоотношениях с миром продолжаем постоянно (и, кажется, безуспешно).
«Кеды» – это пьеса молодого драматурга Любы Стрижак, написанная в 2012 году. Про тех, кто родился в 90-е и живет здесь и сейчас - не фигурально, а именно сейчас. Три друга бьются о глухую стену родительского непонимания (привет Тургеневу), перемещаются из бара в бар, экспериментируя с алкоголем и прочими веществами, попутно ссорятся-мирятся, потом снова дерутся (как водится, из-за женщин) и снова готовы за друга на всё (тут к Тургеневу присоединяются Ремарк с Хемингуэем).
В перерывах между выяснениями отношений с окружающими и миром в целом, они маются от собственной никчемности, офисного тлена и удручающих перспектив, замаячивших на горизонте (это уже Гамлет отчаянно машет из своего Эльсинора Обломову с Печориным). Я намеренно запараллелила «Кеды» с совсем классическими и избитыми примерами. Потому что ничего не меняется. И всем в зале – и шестидесятилетним, и двадцатилетним, всем близко и понятно то, о чем написала Стрижак. И о чем поставил спектакль Владимир Панков - так, как он это умеет - в своём любимом жанре. Soundrama - это драйв, эмоции, звук, свет и цвет. И актеры с музыкантами, разумеется.
Конечно, я могу ошибаться, но мне показалось, что как только появлялись «чистые» разговорные монологи из пьесы (не тронутые саундрамой), становилось скучно и слишком предсказуемо. Не потому что мне нужна только яркая картинка и выход за рамки классического жанра, а потому что это всё уже было сказано сотни раз (но я уже повторяюсь). И потому что пьеса «Кеды» явно неровная и местами грешит вторичностью. И Панков (разумеется, вместе со всей командой) её спас. Он, кстати, одинаково хорошо умеет менять взгляд зрителя на банальные вещи и работать с актерами.
Нельзя выделить на сцене кого-то одного, здесь все вместе, все двигаются и поют в унисон, и делают это отлично. А ещё они делают это честно. Словно никто на сцене и не играет, все живут в этой незамысловатой и пронзительно-грустной истории. Про мальчиков, которые не хотели взрослеть и становиться похожими на своих родителей. А в финале неожиданно оказались там, где оказались (без спойлеров, поэтому не скажу). И получается, ты два часа думал об одном, наблюдая за этим миксом из офисной жизни, родительских разборок, дружеских пьянок и несчастной любви, а в финале всё изменилось. И ты остался один на один с фразой «не хочу становиться отцом», которая вдруг обрела совершенно иной смысл - будто водой ледяной окатили.
Мне кажется, спектакль «Кеды» стоит смотреть. Несмотря на невеселый конец, он совсем не тяготит и не вгоняет в тоску. Да, разумеется, ни на какие вопросы он не ответит. Но есть шанс увидеть себя (или своих детей) и задуматься. Или просто два часа провести в компании Rock Star (он того стоит, поверьте)
Режиссёр: Владимир Панков
Пьеса Любы Стрижак
Художник-постановщик: Сергей Агафонов
Композиторы и музыкальные руководители: Сергей Родюков, Константин Познеков
Хореограф: Екатерина Кислова
Художник по свету: Алексей Фролов
Помощник режиссёра: Эльвира Карпова
Исполнители: Светлана Кочеткова, Наталия Лесниковская, Ксения Макарова, Анастасия Пронина, Анастасия Сычева, Любовь Томилова, Сэсэг Хапсасова, Наталья Худякова, Яна Чекина, Григорий Данцигер, Николай Клименко, Ефим Колитинов, Дмитрий Костяев, Сергей Лебедев, Алексей Лысенко, Дмитрий Мухамадеев, Данила Рассомахин, Павел Рассомахин, Григорий Спиридонов, Виктор Маминов.
Продолжительность: 2 часа 15 минут.
Место:Центр драматургии и режиссуры, площадка «Сокол»