НОВОСТИ
КИНО И СЕРИАЛЫ
ИГРЫ
КОМИКСЫ
ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КОСПЛЕЙ
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКА
ТЕАТР
ДРУГОЕ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
ОТЧЕТЫ
МНЕНИЯ
ПАСХАЛКИ
РАЗБОРЫ
ТЕОРИИ
ИТОГИ
ГАЙДЫ
ФАКТЫ
ТЕСТЫ
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ФИЛЬМЫ
ИГРЫ
Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст
ВТЫКАЙСЯ!
РЕЛИЗЫ КИНО
Человек-муравей и Оса: Квантомания 16.02.2023
Кокаиновый медведь 24.02.2023
Крид 3 03.03.2023
Шазам: Ярость богов 16.03.2023
Джон Уик 4 24.03.2023
Братья Супер Марио в кино 05.04.2023
Ренфилд 14.04.2023
РЕЛИЗЫ ИГР
Dead Space 27.01.2023
Хогвартс. Наследие 10.02.2023
Atomic Heart 21.02.2023
Dead Island 2 21.04.2023
Resident Evil 4 Remake 24.04.2023
Star Wars Jedi: Survivor 28.04.2023
Suicide Squad: Kill The Justice League 26.05.2023
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Рецензия на эскиз спектакля «Клуб 27» в Мастерской Современного Театра. Трудный возраст

Алёна Мороз | 25.09.2019, 21:58
Автор раздела "Театр", Санкт-Петербург
Email: [email protected]

В подростковый период у здоровых детей может болеть сердце. Никакой патологии, просто, предвосхищая интенсивный рост организма, оно увеличивается настолько, что грудная клетка за ним не поспевает. За научность объяснения не ручаюсь, так мне это в детстве объяснили. Было больно и страшно. Наверное, похожее, но гораздо более трудно осознаваемое «больно и страшно» мы переживаем в критических точках перехода из одной возрастной группы в другую — примерно в 13 и в 27. 

Человек развивается неравномерно — отсюда ощущение, что ты вырос из своей жизни: старые схемы несостоятельны, новых пока нет, сроки подошли, а взрослость не наступила, и кажется, что ее вообще не бывает, и это навсегда. Внутри растёт зияющая пустота, а снаружи всё похоже на карго-культ: ты делаешь то, что в твоем понимании делают взрослые люди, но внутри ты тот же ребёнок — и от этого притворства еще страннее и больнее. Кто-то с болью не справляется: в «Клубе 27» — россыпь звёзд, которые, не пережив роковой отрезок пути, сошли с дистанции: приняли смертельную дозу, застрелились, въехали в столб. А сколько еще таких, о ком СМИ не написали! Кто-то тяжёлую пору успешно переживает. А иные не просто переживают — но и собратьям по несчастью протягивают сочувственную руку. Как Мария Сапижак, которая поставила для Мастерской Современного Театра эскиз спектакля «Клуб 27».

Он представляет собой вереницу вербатим-монологов на множество тем, волнующих современную молодежь: тут муки взросления, бремя самостоятельности, творческий и личностный поиск, страх потери времени, ощущение перепутья, неумение понять, чего ты хочешь, неспособность и/или нежелание встраиваться в систему (например, готовить борщ, рожать детей, работать по трудовой), защита экологии, теракты, суицид… С одной стороны, это напоминает подборку из паблика «Подслушано»: такая разномастная коллекция случайных человеческих опытов, с которым можно себя проассоциировать. С другой стороны, именно что подборку за конкретным авторством: по большому счёту они выражают один и тот же взгляд на мир и ощущение от него. Некоторые вопросы затронуты походя, другие расписаны со всех сторон — и в этом не чувствуется замысла и композиции: спектакль мог бы быть и вдвое короче, и вдвое длиннее. Лучше короче: для тех, кто в историях героев себя не видит, получается слишком длинно и монотонно.

Местами бывает смешно, местами грустно, но всё в целом вызывает ощущение смутной тоски по другой точке зрения. У меня есть подруга с почти диаметрально противоположными взглядами. И во время споров о политике в ответ на моё недовольство какими-то нынешними реалиями она говорит: «Но ведь я есть, и мне все нравится, почему ты отказываешь мне в праве поддерживать то, что происходит?». А еще что-то вроде «нас больше, чем вас». Больше — не больше, но присутствие на сцене только одной точки зрения что-то важное у меня как зрителя крадет, даже если эта точка зрения — моя. Особенно если она моя! Как в том анекдоте про солипсистов, которые собираются на конференцию, чтобы обсудить проблемы солипсизма с другими солипсистами, и публикуют по его материалам сборник. Имея в виду созидательную силу искусства, хочется на каком-то более высоком уровне изучать свои раны и залечивать их, а не просто со слезой гладить больное место.

Конечно, задача изучения среза общества — гораздо более серьёзная и масштабная и больше тянет на социальный эксперимент, но если бы в подборку спикеров попали не только творческие личности в кризисе взросления, но и те, кто крепко стоит на ногах, или пока некрепко, но уже с детьми, кто выбрал патриархальные ценности, кто работает на государство, кто не склонен к самокопанию, кто с детства уверен в своём предназначении — в общем, разные люди, которые по-своему преодолевают двадцатисемилетний рубеж — работа вышла бы куда более ёмкой и ценной. А так — получился специфический спектакль, рассчитанный на очень определённую аудиторию и важный для неё (одна из зрительниц расплакалась во время рассказа о своём впечатлении), но малоценный за пределами локального опыта.

С другой стороны, можно ли требовать какого-то обобщения на качественно более высоком уровне от режиссёра, которой самой 27 и у которой всё это пока ещё болит?.. Мне вот кажется, что да, и то, что может вырасти из этого эскиза, и самой Марии поможет, и много ещё кому. Благо, старт был задан удачный: на обсуждении после эскиза «Клуб 27» хорошо пропесочили эксперты (критик Жанна Зарецкая, театровед Николай Песочинский и продюсер Мария Слоева) и очень тепло поддержали зрители. Даже спор получился между профи с холодной головой и непрофи с горячим сердцем, которое героям спектакля удалось затронуть. Хотя на самом деле здесь нет никакой оппозиции, критика важна и полезна и показывает, куда режиссёру и коллективу расти. А судя по реакции аудитории, у спектакля, который получится в итоге, есть все шансы на счастливую постановочную судьбу, даже если советам экспертов никто не последует. Потому что в городе всегда будут творческие личности в кризисе взросления, которым так важно услышать, что они не одиноки.


Каждый показ эскиза МСТ — это новый театральный опыт и пропуск на творческую кухню для любознательного и мыслящего зрителя. Во-первых, можно не ломать голову, а напрямую спросить у автора, что он имел в виду. Во-вторых, экспертный разбор спектакля обогащает зрительский инструментарий, учит анализировать и понимать театральное искусство. Хоть иногда с ним и хочется поспорить.

Автор идеи и режиссер – Мария Сапижак
Художник – Елена Соколова
Хореограф – Марго Румянцева

Художник по свету – Александр Иванов
Звукорежиссер –Мария Большакова
Драматурги – Инна Гридина, Мария Сапижак
Участники – Алёна Федорченко, Глеб Попандопуло, Георгий Безлюдных, Валерия Ивкина, Наталья Палёнова, Павел Савин, Руслан Бальбуциев, Мария Иваненко, Марго Румянцева, Александра Денисова, Ольга Миловидова

В оформлении статьи использованы фото Полины Назаровой и Натальи Фоминой.

Рубрика: Мнения
Теги: Театр theater Театр Санкт-Петербург Мастерская Современного Театра
  • НОВОСТИ
  • ОБЗОРЫ
  • СТАТЬИ
  • КОНТАКТЫ
{{ item.type }}
{{ item.title }}
О нас Карта сайта Реклама Пользовательское соглашение RSS