В театре «Школа драматического искусства» всё время что-то происходит. Помимо традиционных для театрального процесса премьер и открытых показов здесь постоянно работают творческие лаборатории, каждый месяц сменяются выставки в фойе, проходят читки, фестивали, экспериментальные программы.
Фото: Анастасия Трошина
В рамках одной из таких программ, «Дебют в #ШДИ», мы не только посмотрели в мае 4 спектакля, но и успели задать вопросы дебютантам. Всегда интересно понять, почему актёр или хореограф хочет попробовать свои силы на режиссёрском поприще, с какими трудностями сталкиваются новички (ох, уж эта актуальная и модная тема стартапов и кардинальной смены деятельности). Впрочем, сами спектакли мы тоже не обошли стороной, тем более материал располагает к тому, чтобы делиться впечатлениями: дебютантов «бросало» от «Пер Гюнта» до «Декамерона», от ранней прозы Леонида Андреева до современной итальянской драматургии. Итак, знакомьтесь: 4 спектакля = 4 режиссёрских дебюта.
Фото: Анастасия Трошина
«Декамерон» (режиссёр Евгения Тодорова)
Пять из ста знаменитых новелл Джованни Боккаччо ожили на сцене. В центре повествования оказались истории, где женщины дерзко и смело говорят о самом сокровенном: мечтах, сомнениях, целях, желаниях, слабостях, капризах. Простые человеческие отношения, любовь, эротика, вера в идеал воплотили на сцене наивными, но всем понятными приёмами.
В этом спектакле во всём прослеживается игра: и в речи (переплетения русского и итальянского языков, намеренное, но очевидное искажение слов), и в абсурдности ситуаций, и в аналогиях с сегодняшним днем. То и дело зал включается в действие: то случайно становясь действующим лицом (руссо туристо), то принимая королевские дары, то участвуя в поиске невест выгодным женихам (при этом актёры показывают фотографии режиссёров ШДИ). В спектакле нет ни грамма пошлости, но во всю кипят страсти: встречи, разлуки, воссоединения и измены.
Фото: Анастасия Трошина
Евгения Тодорова: «Моя первая встреча с «Декамероном» произошла еще в школе, и эта книга время от времени вплывала в памяти как отличный вариант для постановки. Но я понятия не имела, с какой стороны подобраться к этому тексту. И только в процессе изучения игровых структур мною был найден ключ, который открыл способ воплощения этих великолепных новелл на театральной сцене. «Декамерон» богат и привлекателен эротизмом, иронией, грубоватой правдой жизни, и самым сложным, пожалуй, было не остаться на уровне первого впечатления, запастись терпением и проделать долгий путь погружения в материал. Мы проводили бесконечные часы в поиске спрятанных внутри текста смыслов, старались найти авторскую позицию. Что-то удалось, что-то так и осталось загадкой, но и я, и участники спектакля уверены, что внутри каждой из ста новелл «Декамерона» происходит именно творческий акт».
Фото предоставлено пресс-службой ШДИ
«Трое на качелях» (режиссёр Олег Малахов)
Спектакль по одноимённой пьесе Луиджи Лунари – мистическая история о том, как три итальянца-незнакомца волей судеб оказываются в одной комнате, имеющей три разных адреса, куда они попали через разные двери с разных улиц, на которых даже погода разная. Здесь то выключается свет, то звучит музыка, то треплет всё будто при погодном ненастье. Ещё иногда звонит неработающий (!) телефон, холодильник-самобранец выдаёт даже горячий (!) шоколад, а в лежащем на столе телефонном справочнике Сингапура (!) находятся фамилии друзей по несчастью.
Герои вынуждены провести ночь в этом странном месте, они переживают состояния от полного спокойствия до панических атак. Обыденные разговоры сменяются анекдотами и шутками, а потом исповедями и покаяниями, стойкий героизм – молитвами и проповедями. Все происходящее – злая шутка, чей-то злой умысел, ловушка, верная смерть? Живы герои или уже мертвы? Зритель рассуждает вместе с ними. Порой возникают ассоциации с фильмом «Звонок», порой кажется, что на сцене вершится Страшный суд. А в целом, наступает осознание того, что выхода из комнаты нет, как нет и продолжения у этих конкретных жизней.
Фото предоставлено пресс-службой ШДИ
Олег Малахов: «Однажды я увидел эту пьесу в театре. Она меня поразила своей многогранностью, метафоричностью, двойственностью и порадовала остроумием. В этой пьесе все герои, подобно Каину из пьесы Байрона, пытаются разгадать тайну смерти. Каждый из героев выстраивает свою теорию перехода в иной мир и встречи с неким «Некто». Каждому из них на «суде» есть, что сказать ему. Для одних – это покаяние, а для других – это счёт.
Самым сложным для русских артистов, которые берутся за итальянскую пьесу, является найти лёгкость и парение по материалу. Присущие нам материальность и психологизм способны загубить любую европейскую пьесу. Способность горизонтального скольжения по тексту и одновременного вертикального движения в смыслах явилась самой сложной задачей для артистов».
Фото: Анастасия Трошина
«Иностранец» (режиссёр и хореограф Лев Шелиспанский)
Это даже двойной дебют: хореограф Лев Шелиспанский поставил свой первый спектакль в качестве режиссёра, а Андрей Финягин, актёр ШДИ, известный многим по киноработам, впервые сыграл в моноспектакле. Эта работа позволит прикоснуться к тексту Леонида Андреева, писателя Серебряного века, сложно объяснимого языком реализма и рационализма, но точно попадающего во все возможные глубины сознания и подсознания.
Мы наблюдаем, как актёр Андрей Финягин не просто «на ура» справляется в одиночку с текстом, пластическими решениями режиссёра и зрительным залом, но и видим, как за минуту он перевоплощается порой в совершенно противоположных персонажей рассказа Андреева. И если вы видели этого актера только в кино, «Иностранец» – повод открыть его в совершенно другом ракурсе и удивиться. Тема патриотизма, не квасного и набившего оскомину («Патриотизм – последнее прибежище негодяя»), а такого, о котором молчат. Как о самых сокровенных и важных вещах.
Фото: Анастасия Трошина
Лев Шелиспанский: «Изначально этот материал мне предложил Андрей Финягин, после прочтения сразу же стало понятно, что это театральный текст, который ты видишь возможным на сцене. Основной приём, который я использую – это синтез слова, музыки и движения. А также прием отсутствия этих трех компонентов – который можно использовать как «особое» драматическое решение, когда на сцене как бы ничего не происходит. Забавно, что мне как хореографу второй прием нравится больше всего.
Самое сложное в работе над каждым спектаклем – ощущение ансамбля, когда все движутся в едином направлении. Так как мы с Андреем работали вдвоем, и на протяжении всего процесса было полное взаимопонимание, наш скромный ансамбль обошёл классические сложности любого постановочного процесса».
Фото предоставлено пресс-службой ШДИ
«Пер Гюнт» (режиссёры Ольга Бондарева и Евгений Поляков)
Масштабная и кропотливая работа! Два актёра – Евгений Поляков и Ольга Бондарева – выступили режиссёрами постановки и исполнителями всех ролей густонаселённой поэмы Генрика Ибсена. Текст «Пер Гюнта» звучит без сокращений, играют с минимумом реквизита, а декорацией служит пространство Тау-зала ШДИ. В итоге – три части, более четырёх часов сценического действия, более тридцати героев, при этом детально проработан каждый эпизод!
Ольга Бондарева лихо перевоплощается из старушки-матери в молодую девушку, из лесного тролля в кузнеца и т.д., Пер Гюнт Евгения Полякова проживает свою жизнь, полную приключений, взлётов и падений, неблаговидных поступков и расплаты за них, поисков себя и пути к мечте. Актёры погружают зрителей и в атмосферу норвежской глубинки, и переносят в царство троллей, и увлекают за собою в путешествие… Вместе с героями зрители оказываются и в реальности, и в сказке, знакомятся с новыми местами и попадают в курьёзные ситуации, радуются и печалятся, воодушевляются и разочаровываются, зачастую становясь участниками действия и вместе с Пер Гюнтом восхищаясь преданностью и любовью Сольвейг.
Фото предоставлено пресс-службой ШДИ
Евгений Поляков: «Школа драматического искусства – уникальный театр. У каждого зала есть своя история. Когда мы узнали историю Тау-зала, сразу поняли, что поэма «Пер Гюнт» должна звучать именно здесь. Произошёл синтез пространства и текста. К воплощению всего «Пер Гюнта» мы шли три года. Каждый год на фестиваль «Три ступени лаборатории» мы готовили часть поэмы. Таким образом получились три спектакля, которые составили один большой.
Одно из сложнейших испытаний – это организация всего процесса. Объём работы колоссальный. Но благодаря помощи нашего театра мы справились. К сожалению, не все удалось реализовать, к счастью, мы надеемся всё же это сделать. Благодаря этому наш спектакль живой и развивается вместе с нами».
Фото предоставлено пресс-службой ШДИ
Ольга Бондарева: «Пер Гюнт» – это не спонтанный выбор, и наша история с этим произведением долгая... Были события в жизни, которые подтолкнули нас с Евгением к мысли «нам нужно заново родиться», и «Пер Гюнт» послужил материалом для этого обновления и роста! Ни один режиссёр не даст актрисе такой материал, какой я дала себе, всё-таки это невероятный, глубокий и щедрый материал для актёра!
Самым сложным, но и самым кайфовым было воплотить в жизнь задуманное, быть и актёром, и постановщиком, организатором всего творческого пространства, от закупок костюмов до света. А главное – сплотить вокруг «Пер Гюнта» команду, которая помогала нам!».
Мы не ограничились только обзором спектаклей и вопросами к их создателям. Читайте наше интервью с Андреем Финягиным и смотрите фотосъемку спектаклей «Декамерон» и «Иностранец» на нашей странице в Facebook.