Недавно отметив свой столетний юбилей, МАМТ отнюдь не претендует на звание степенного и консервативного классического академического театра и продолжает удивлять почтенную публику: в феврале случилась мировая премьера оперы «Влюбленный дьявол».
О накале страстей свидетельствуют даже комментарии на официальной странице театра в соцсетях – слушатели на полном серьёзе высказывают недовольство выбором темы («как можно в Великий пост ставить в репертуар спектакли с таким названием?») и недоумевают, зачем их любимому «Стасику» оперы современных композиторов, когда есть Верди, Чайковский и Пуччини.
Можно успокоить поборников высокой духовности и мелодичной классики – всего запланировано 8 показов «Влюблённого дьявола», после чего опера Александра Вустина исчезнет из афиши, насовсем. И если вы хотите лично услышать, увидеть и разобраться – лучше всё-таки поторопиться и успеть (следующий блок спектаклей заявлен 5 и 7 апреля).
Мы побывали на генеральной репетиции и на одном из премьерных показов, поэтому хотим поделиться впечатлениями и мыслями на этот счет. Точнее, назвать причины, почему «Влюблённый дьявол» заслуживает вашего внимания и времени.
1. Если вам интересна современная академическая музыка – вам точно сюда. Александр Вустин относится к старшему поколению современных российских композиторов, не очень на виду (потому что очень скромный) с недавнего времени стал «штатным» композитором (composer - in - residence) ГАСО, которым руководит Вл. Юровский.
«Влюбленный дьявол» – единственная опера А. Вустина, писалась 15 лет (закончена в 1989 г.) без планов на постановку; либретто написано Вл. Хачатуровым, с которым композитор дружил.
2. Дирижер-постановщик Владимир Юровский был одним из инициаторов и движущей силой постановки. Под его управлением оказался очень необычный оркестр – скрипка, контрабас, три саксофона, четыре клавишных, расширенная группа ударных.
Отдельно исполняется партия ветра с использованием сирены, гром-машины и «гранулярного синтеза» (не спрашивайте). Здесь даже челюсть осла не реквизит, а музыкальный инструмент. Не самая простая для восприятия серийная музыка оперы мелодична, в ней встречаются отзвуки других жанров – вальса, танго, баркаролы, а финал – болеро.
3. Узнаваемый режиссерский стиль Александра Тителя, худрука оперы МАМТа. К слову, для кого-то это такой же плюс, как для других – минус. Титель здесь совершенно узнаваем, его почерк, видение и решения: геометрия сцены, видеопроекции, движущийся сценический круг, яркие цвета, настоящие танцовщики фламенко... Одним словом, смотреть будет на что. И дальше уже вам решать, поклонник вы, противник или воздержавшийся.
4. Не только смотреть, но и слушать (а зачем, собственно, мы ходим в оперу?). Этот материал подразумевает совершенно иную технику пения, не менее, а может быть, даже более сложную, чем в классической опере. Исполнители главных партий – Антон Росицкий (приглашенный солист) и Дарья Терехова приятно удивили, Роман Улыбин, Феликс Кудрявцев (да и все остальные) традиционно порадовали.
В целом, в вокальной партитуре «Дьявола» очень много речитативов, но если вам это мешает – можно отвлечься на зеленого носорога или огромную фигуру мамы главного героя (не передать привета Фрейду не получится).
5. Сюжет. Вот здесь сложнее. И дело не в том, что мы опасаемся оскорбленных религиозных чувств. Страшно представить, что тогда следует думать о «Фаусте», с которым у романа Жака Казота не только сходный сюжет, но и время создания (роман увидел свет в 1772 году).
Всё заложено в названии – дьявол воплощается в прекрасную девушку, соблазняет честного и порядочного гражданина, а потом, конечно же, потирает руки, торжествуя в борьбе за человеческую природу. И то ли дело в незаконченности самого романа, то ли в либретто или постановке – но финал оставляет чуть больше вопросов, чем предполагается. Многие из посмотревших уже написали, что им не хватило развития темы соблазнения и противостояния мужского и женского начал.
Далее можно еще долго приводить мнения авторитетных музыковедов и цитировать энциклопедические статьи. Можно давать ссылки на уже появившиеся благосклонные или даже восторженные отзывы, и, напротив, ядовитые высказывания тех, кто по совершенно разным причинам считает эту премьеру не заслуживающей зрительского внимания.
Наверное, с «Влюбленного дьявола» не стоит начинать первое знакомство с оперой, такая музыка всё-таки требует определенной подготовки слушателя. Хотя… почему бы не попробовать услышать и увидеть что-то новое и необычное? Тем более, что мировые оперные премьеры случаются у нас не так часто.
В подтверждение наших слов у нас есть прекрасный фоторепортаж от Людмилы Сафоновой из предпремьерного закулисья и, собственно, кадры самого спектакля.