«Маленьких трагедий» много не бывает» – подумала я перед премьерой в Театре на Юго-западе. Предполагая, что стоит ожидать много музыки, пластики, игры со сценическим пространством (которого в этом камерном театре немного, но с ним здесь регулярно творят чудеса).
Действительно, постановка Олега Анищенко не обманет ожидания поклонников этого театра, все «фирменные» ингредиенты и в нужных пропорциях присутствуют.
Зрителю с самого начала не оставляют шансов спрятаться – задействованы все органы чувств: басы буквально вдавливают тебя в кресло, сладковатый дым заполняет собой всё пространство. Бьет по глазам свет – то ледяной синий, то яркий красный, но такой же безжизненный. И в этом мертвом свете, дыму и ритме существуют персонажи чумного пира. Компания, сошедшая то ли с полотен Босха, то ли со страниц Брэдбери или Стругацких. Это очень похоже на американскую кинофантастику конца ХХ века – та же постапокалиптическая пустыня – в окружающем мире и в душах тех, кто зачем-то здесь уцелел.
И здесь появляется Пушкин. Точнее, его книга в руках Мэри (Алина Дмитриева), девушки, как водится, вида и ума нездешнего. Каждая из частей начинается и заканчивается с того, что Мэри зачитывает классический текст, и на сцене оживают пушкинские герои.
Вот Моцарт, влюблённый в жизнь, отчаянно цепляется за неё, выбивая на трубах-колоколах свой Реквием, а Сальери в слезах стучит в барабаны, выбирая между гением и злодейством. Вот запутались в любовных сетях Донна Анна с Доном Гуаном. Скупой рыцарь чахнет над златом, а Чума вместе с Председателем празднует наступление конца.
Наблюдают за этим всё те же люди-уроды (хорошая работа гримёра), параллельно разыгрывая свои трагедии и выбирая между добром и злом, между жизнью и смертью. Если с выбором последней кто-то затрудняется, на помощь приходит Чёрный – мрачная молчаливая фигура, от одного вида которой каждый раз невольно хочется спрятаться даже сидя в зале.
Ещё раз повторюсь, в спектакле очень много музыки и движения – и мне вообще кажется, что труппа ЮЗ легко и без боя «возьмёт» первое место в любом модном танцевальном шоу. «Маленькие трагедии 2k30» захватывают тебя сразу своим ритмом и экспрессией, которая бьет через край на сцене и передаётся немедленно в зал.
Другое дело, что лично для меня не везде и не всегда гладко происходил переход от одной сцены к другой, осталось ощущение, что Пушкин – отдельно, а вот эти вот все «марсианские хроники» – сами по себе. Возможно, это впечатления от первого прогона и в будущем (как это почти всегда бывает с хорошим живым театром) спектакль доберёт недостающее и эти нестыковки уйдут. О чем можно сказать сразу и с уверенностью – это актёрская работа. Начинать здесь перечислять яркие роли и запомнившиеся образы бессмысленно – это как переписать ещё раз програмку к спектаклю. И этот стиль «Юго-запада» – с зашкаливающими эмоциями, чувственностью, пластикой – он ощущается на сцене и в зале с первых минут.
Неизвестно, кто выживет в этом постапокалипсисе и нужно ли кого-то спасать. Зритель точно уйдёт впечатлённый и оглушённый. Спасибо хочется сказать не только за мысли, эмоции и зрелищность, но и за обращение к вечному – с Александром Сергеевичем никогда не бывает передозировки.
Режиссер-постановщик: Олег Анищенко
Художник по костюмам: Миминошвили Анна
Хореограф: Ощепков Артур
В ролях: Анищенко Олег, Бахтиева Зарина, Белов Антон, Воропаева Любовь, Городецкий Иван, Дмитриева Алина, Дымонт Карина, Ефремова Ксения, Кудзин Андрей, Курцеба Владимир, Лакомкин Максим, Лукичев Михаил, Хачатрян Артур, Соколов Вадим, Кулик Евгений, Тимофеев Владислав, Шалаев Денис
Место: Театр на Юго-Западе
Продолжительность: 180 мин