Студия Леста Игры – разработчик и издатель «Мира танков», «Мира кораблей» и Tanks Blitz. А Малик Хатажаев – ее основатель и главное лицо компании.
От службы на ледоколе до создания одного из самых успешных онлайн-хитов — путь Малика Хатажаева и студии Леста Игры впечатляет. Это история о человеке, который еще в эпоху 256 цветов увидел в компьютерах волшебство, а позже превратил скромную графическую студию в разработчика «Мира танков», «Мира кораблей» и Tanks Blitz. Немного морских баек, много геймерского энтузиазма и один решительный поворот в эпоху перемен — всё это вас ждет внутри!
Подход к работе в «Лесте» сформировался у Малика еще во времена учебы в Морском Училище имени адмирала С.О Макарова, в миру широко известное как «Макаровка». Так Малик отзывается о том времени:
«Макаровка» сформировала у меня отношение к работе, которое я и сам от других требую: нужно вникать во все смежные процессы. Нельзя говорить, мол, «это без меня, на это свои специалисты есть». Да, специалисты есть и получше, но понимать происходящее во всей компании ты обязан. Работа топ-менеджера должна быть именно такой.
По завершении обучения Хатажаева отправили служить на ледокол «Михаил Сомов», который, к слову, занимает центральную роль в фильме «Ледокол» 2016 года.
С миром высоких технологий, иронично, Хатажаев познакомился также на службе, уже на корабле «Академик Федоров», где были установлены современные на тот момент ЭВМ.
Но из-за наступившей перестройки и долгого отчуждения от семьи в периоды навигаций Малик отказался от мореплавательской жизни Васко да Гамы и вернулся домой.
Инженерное образование выручало семью Хатажаевых в 90-е, а познания в ЭВМ – тем более. Волею случая в 1990 году в руках Хатажаева оказались два устройства: графический процессор AT&T Truevision Targa 32 и анимационный контроллер Diaquest 422. Тогда только появлялись первые пакеты 3D-графики и анимации для персональных компьютеров: Topaz и 3d Studio. Это событие изменило все.
Вообще возможность компьютерной визуализации казалась нам волшебством. Да, тогда компьютеры выдавали только 256 цветов, но поймите правильно, мы такого вообще никогда не видели! Это было настоящее волшебство. Оборотной стороной было то, что нам приходилось буквально с боем доказывать, что мы можем быть полезны, рынок создавали с нуля и под себя. Брались вообще за любые проекты, даже за самые смешные деньги, только бы сохранить компетенции и коллектив.
– Хатажаев о первых шагах в индустрии
Итого, компания Lesta Games была основана в 1991 году Маликом Хатажаевым вместе с двумя единомышленниками. По словам Хатажаева, название студии отсылает к классической опере «Леста — днепровская русалка».
Свой первый серьезный контракт студия подписала с «Пятым каналом». Задача была на то время небанальной: внедрить компьютерную графику в сетку основных передач ТВ-эфира. К 1998 году компания закрепила свои позиции как эффективного «решалы» графических задач телеканалов.
Однако каким бы ни был могуч телеэкран, новый вызов студия получила в начале нулевых: российское кино стало обрастать кадрами, бюджетом и опытными специалистами, а значит именно там нужна была современная компьютерная графика, считал Малик. И опыт Лесты оказался тут кстати. Работа с визуалом «Ночного дозора» и «Хоттабыча» яркий тому пример.
Проба пера в видеоиграх случилась в начале нулевых: тогда российский геймдев сильно отставал от западных стран и Японии, отчего на свет выходили проекты, напоминающие какое-то «индийское кино» от мира игр. Леста разработала и выпустила «Антанту» в 2003 году. Геймплейно игра черпала вдохновение в Age of Empires:
Следующим проектом 2005 года выпустились «Стальные монстры» в сотрудничестве с издателем Бука:
Это была тактическая стратегия с элементами симулятора посвященной боям Второй мировой войны.
Для меня сделать проект про войну — это не самоцель, я ведь всё-таки гражданский инженер и в целом человек мирный. Здесь, наверное, сказался интерес к истории нашей страны и любовь к литературе. Всё это было заложено еще родителями. Для меня аксиома то, что те времена – Великая Отечественная и, шире, Вторая мировая война – это время настоящих героев. Соответственно, если делать что-то большое и значимое, то в первую очередь о них, о тех людях.
– Хатажаев о Великой Отечественной войне
Однако настоящий прорыв произошел в 2011 году, белорусы из Wargaming предложили Лесте контракт на совместную работу над World of Warships. И тут, как говорится, «поперло»! Да еще как. С релиза в 2015 году прошло уже десять лет, а игра продолжает быть одним из самых успешных массовых онлайн-проектов 21 века.
2022 год разделил жизнь на до и после для практически всего мира. Бизнес, который был напрямую связан с западным миром, стоял на распутье: поддаться требованиям западных технократов и глобалистов, либо остаться на родине, но оказаться по другую сторону барьера. «Леста», имея активы в России и Беларуси, во главе с Хатажаевым, приняла волевое решение остаться в родных краях.
Здесь и произошел раскол между Wargaming и Лестой. Первые приняли решение, как в старой песне Pet Shop Boys, «go west», а вторые – остаться. Забрать полностью игры, пусть и придуманные Wargaming, но реализованные Лестой – было технически почти невыполнимой задачей.
Договорились так: Россия и Беларусь остаются за Лестой, а весь остальной мир пользуется продуктами Wargaming. Чтобы было понятно, что это разные версии игр, в России их переименовали – так в октябре 2022 года появились «Мир кораблей», «Мир танков» и Tanks Blitz.
Столь удачное разделение сделали благодаря тому, что Леста обязалась выплатить долги Wargaming локальным контрагентам, избавив студию от юридических сложностей при сворачивании бизнеса в Беларуси и России. Но то был октябрь 2022 года, а юридические нюансы еще оставалась:
Юридические процедуры длились еще дольше. Чтобы процесс разделения с Wargaming прошел контролируемо, в гонконгской юрисдикции была выпущена одна блокирующая акция в дополнение к тысяче акций Лесты, которой владел Хатажаев. Эта одна акция была передана одному из собственников Wargaming и не давала права на получение выплат или участие в контроле над Lesta Games. Единственной ее функцией был возврат к исходной точке в случае, если бы Wargaming посчитала какие-то действия нарушающими изначальные условия разделения компаний. Как только все условия разрыва отношений с Wargaming были выполнены, акция была передана Хатажаеву, который снова стал единственным собственником Lesta Games. Позже Леста окончательно вернулась в российскую юрисдикцию. В 2024 году в рамках ребрендинга Хатажаев переименовал свою компанию в «Леста Игры».
«Леста» уже значительно больше, чем просто игровая студия, а следовательно, нам требуются существенные изменения как в архитектуре, так и в позиционировании компании. Обновленный бренд решает эти задачи. Мы — российская компания, поэтому логично, что название и логотип должны быть русскоязычными».
– Хатажаев о ребрендинге компании и ее старой-новой жизни в новом мире