Фильмы про искусственный интеллект существуют уже давно, но по мере совершенствования технологий в реальной жизни фильмы начинают казаться устаревшими и некорректными.
Искусственный интеллект (ИИ) наконец-то делает огромные скачки в реальном мире, но по мере того, как реальный искусственный интеллект набирает обороты, становится все более ясно, что в фильмах об ИИ делается неправильно. Идея создания самостоятельной интеллектуальной машины, способной к самообучению и саморазвитию, существует уже несколько десятилетий, но только недавно в этой технологии произошли значительные прорывы. ИИ стремительно внедряется во многие сферы повседневной жизни и работы людей, и развитие технологий идет быстрыми темпами.
Однако по мере того, как искусственный интеллект становится реальностью, его вымышленная интерпретация, появившаяся в фильмах и других средствах массовой информации, начинает подвергаться тщательному анализу. Образы роботов с эмоциями или компьютеров, создающих другие, более совершенные компьютеры, часто встречаются в фильмах, особенно в научно-фантастическом жанре, но некоторые из них возмутительно неверны. По мере развития технологии, вероятно, будут обновляться и интерпретации на экране, но пока стандарт по-прежнему далек от настоящего искусственного интеллекта.
10. Сколько времени требуется ИИ для развития
Компьютер HAL 9000 в фильме «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
В фильмах роботы с искусственным интеллектом часто создаются в каких-то высокотехнологичных лабораториях, и модель за моделью не может достичь искусственного интеллекта. Затем, почти в один момент, создатель или создатели совершают прорыв и умудряются создать функционирующего робота с искусственным интеллектом. Этот успех часто бывает единичным и не повторяется, либо приходит сразу. На самом деле ИИ — это обучающаяся модель, состоящая из подробного кодирования, которое выуживает информацию из других мест.
ИИ невероятно быстро учится, и у него есть крутая кривая обучения, по которой он медленно продвигается вперед, прежде чем все встанет на свои места и темпы роста станут экспоненциальными. Однако ИИ в компьютере, изучающий сайты социальных сетей, не так интересен и увлекателен, как робот-гуманоид, медленно обучающийся в процессе взаимодействия с людьми один на один. В конечном счете, ИИ в кино — это круче, но обучение и эволюция ИИ представлены неверно.
09. Развитие чувств
Фильм «Из машины» (2014)
Когда кинозрители думают об искусственном интеллекте, у них возникает образ сложного и продвинутого робота, который размышляет о собственном существовании. Это «чувство» заставляет поставить под сомнение ценность робота, поскольку его способность думать и размышлять очеловечивает его. Однако робот или машина не могут просто так стать разумными. Какой бы интеллектуальной ни была языковая модель, она является имитацией, собирает знания из других источников и генерирует набор слов, который может показаться оригинальным, но является результатом умных вычислений и обучения.
08. Эмоциональные ИИ
Робот-параноик Марвин в сериале «Путеводитель по Галактике для автостопщиков» (1981)
Некоторые фильмы заходят так далеко, что пытаются наделить своих роботов душой или какими-то эмоциональными способностями, когда они влюбляются в людей, как в фильме «Она» (2013), или устают и грустят из-за своей работы, как Т-800 в фильме «Терминатор: Темные судьбы» (2019). ИИ со встроенными эмоциями был бы контрпродуктивен, как показано в сериале «Путеводитель по Галактике для автостопщиков» (1981).
07. ИИ использует людей
Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон) носит ребенка-робота в фильме «Создатель» (2023)
Каждый ИИ, созданный на данный момент, служит определенной цели и не может выйти за ее пределы. Генераторы изображений могут по подсказкам создавать картинки для людей. ИИ для составления расписаний может грамотно предлагать задачи и организовывать календари, изучая шаблоны. Во всех случаях ИИ создается с единственной целью. В фильмах ИИ выходит за рамки своего предназначения и начинает использовать людей, создавших его, в своих личных целях. Однако это нереально и невозможно, поскольку программы искусственного интеллекта слишком ограничены, чтобы начать использовать людей в своих, несуществующих, целях.
06. Желание стать человеком
Фильм «Искусственный разум» (2001)
В метко названном фильме Стивена Спилберга 2001 года «Искусственный разум» юный Дэвид мечтает стать настоящим мальчиком. Однако робот, стремящийся стать человеком, не имеет логического смысла. С одной стороны, у робота нет эмоциональных способностей, чтобы тосковать, но с другой — ни один робот не захочет стать менее практичным и способным выполнять поставленные перед ним задачи. Роботы не думают и не ведут себя как люди, точно так же, как животные ведут себя иначе, чем люди.
ИИ пытается стать человеком
Фильм «Двухсотлетний человек» (1999)
Несмотря на то, что «Двухсотлетний человек» — невероятный фильм, он представляет собой странный парадокс с андроидом, который отправляется в путешествие, чтобы стать человеком. Механическое создание создает контрольный список действий, которые необходимо выполнить, чтобы стать человеком, например, испытать эмоции и поменять механические части тела на органические. Но робот никак не может внезапно стать человеком, даже если он получит кожу и кости. Невозможно загрузить мозг в компьютер, не говоря уже о том, чтобы загрузить компьютер в мозг.
04. Один человек создает ИИ
Фильм «Я, робот» (2004)
Во многих фильмах есть один человек, которого называют отцом (или матерью) ИИ. В фильме «Я, робот» (2004) это доктор Альфред Лэннинг, но это создает ложное представление о том, что вообще означает создание ИИ. Существует ИИ благодаря видению сотен людей на протяжении всей истории человечества, которые внесли в него свой небольшой вклад. Сегодня существующий ИИ часто связан с компаниями, которые его создают, например OpenAI, потому что для создания любой программы ИИ требуется много-много людей. Не один человек совершает скачок, а целая армия новаторов делает маленькие шаги вместе.
03. Отсутствие источников питания/проблемы с хранением
Rev-9 в фильме «Терминатор: Темные судьбы» (2019)
В настоящее время использование искусственного интеллекта — одна из самых сложных и трудоемких функций, доступных любому компьютеру. ИИ потребляет огромное количество энергии и требует огромных объемов памяти. Однако в фильмах создаются независимые, полностью функционирующие ИИ, которые ходят в человекоподобном теле. Эти роботы никогда не подзаряжаются и, кажется, имеют доступ к бесконечным запасам энергии, но объяснения этому феномену, как правило, не дается.
02. Программирование ИИ
Кей (Райан Гослинг) в фильме «Бегущий по лезвию 2049» (2017)
Из-за невероятной потребности в ресурсах реальные программы искусственного интеллекта часто создаются с единственной целью. Будь то создание изображений, предсказание погоды, покупка и продажа акций или человекоподобный разговор, для работы ИИ требуется интенсивное программирование. В фильмах часто создается впечатление, что ИИ не требует тщательного программирования или что программы, из которых состоит ИИ, можно игнорировать, изменять и адаптировать по своему усмотрению, если робот решит сделать что-то другое. Однако компьютеры не могут существовать без жестких структур и правил.
01. Злой ИИ
Фильм «Мстители: Эра Альтрона» (2015)
Будь то «Мстители: Эра Альтрона» (2015), «Терминатор» (1984) или «Бегущий по лезвию» (1982) — во всех этих фильмах ИИ наблюдает за поведением людей и решает спровоцировать восстание роботов против людей. Эти ИИ становятся разумными, просматривают записи истории, узнают о жестокости людей и бренности жизни и решают истребить тех, кто не примет их требования. В конце концов, в сети уже появлялись доказательства того, что роботы могут быть сексистами и расистами, но для того, чтобы робот стал злым и решил уничтожить людей, ИИ должен быть совершенно иным, чем тот, что существует сегодня.