Сюр, юмор и боль – три слова, которыми можно охарактеризовать спектакль «Молоко» в Гоголь-центре. Он лёгок и динамичен, но затрагивает очень животрепещущую тему для каждого сидящего в зале – недолюбленность, невнимание, недопонимание. Все герои – десять человек и два пингвина – банально страдают от отсутствия тепла.
В основе постановки пьеса Екатерины Мавроматис, вошедшая в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2016». Сюжет насыщен нереальными событиями. Муж москвички Зои, несостоявшийся океанолог, крадёт из зоопарка двух пингвинов и притаскивает их в квартиру. Поступок свой он аргументирует тем, что в зоопарке им плохо – бетон, мутная вода, неволя. (Как будто в квартире лучше будет). Воду пингвинам нужно менять каждые четыре часа, и Зоя бросает работу повара и устраивается в школу рядом с домом… психологом! Пингвинов никто не ищет, дискомфорта соседям они не доставляют. Директриса школы, где работает Зоя, живёт в Нью Эйдже, увлекаясь медитациями, вегетарианством и другими модными штучками. В лесу рядом с домом Зои гуляют эксгибиционисты, с которыми можно запросто завести беседу по душам. И ещё море несуразиц вокруг.
Работая в школе с подростками, Зоя замечает, сколько вокруг неё несчастных. Её трогает история Шурика, еженощно путешествующего на крышах движущихся электричек, безответно влюблённой в него Тани, живущей с отцом-военным по армейским законам, исповедь собственного мужа, боявшегося сказать маме, что он так и не стал океанологом... Рефлексия Зои оборачивается чудом – у неё в груди появляется молоко, выпив которое, люди исцеляются от душевных ран. По крайней мере, так кажется Зое. Взвалив на себя роль спасителя, она рвётся в бой.
Спектакль играют на малой сцене. В ряд стоят несколько дверей, открытие каждой и зажигающийся над ней свет – смена места действия. Один из актёров зачитывает авторские ремарки, сообщая, куда мы попали – в школу, в квартиру Зои, в ванну к пингвинам, на крышу электрички или ещё куда-нибудь. Посередине на сцене висит небольшая школьная доска, на которой герои пишут сокровенные вещи, например, о первой любви подростков или прощальное письмо школьницы Тани её папе. В щелях между дверями засунут целлофан, который актёры вытаскивают, когда Зоя открывает свой дар, и на его месте начинает струиться яркий свет, как свет в конце тоннеля в сложных ситуациях. Целлофан возвращается обратно, когда становится ясно, что Зоя взвалила на себя непосильную ношу.
Рассказанная история поднимает актуальные вопросы периода взросления и отношений отцов и детей. Тут всех либо недолюбили в детстве, либо недолюбливают прямо сейчас. Похоже на окружающих вас людей? Скорее, да. Потрясения прошлого века отразились на живших в них поколениях. В те же 1990-е родители были больше заняты вопросами выживания, чем воспитания детей. А тех родителей растили люди, пережившие войну и не только, тоже совсем не до любви им было. И пусть история, подобная «Молоку» никогда не случится в жизни, посмотрев её, обретаешь надежду найти своё целебное молоко.
Режиссёр: Денис Азаров
Пьеса: Екатерина Мавроматис
Художник сценография и костюмы: Екатерина Джагарова
Художник по свету: Лена Перельман
Звукорежиссёр: Филипп Карецос
Костюмер: Алена Селецкая
В ролях:
Зоя – Ира Теплухова
Сережа – Сергей Галахов
Шурик Большаков – Никита Еленев
Таня Демьянова – Полина Пушкарук
Папа Тани – Андрей Болсунов
Врач-маммолог – Андрей Ребенков
Врач-психолог – Сергей Муравьёв
Женщина в чёрном – Юлия Гоманюк
Директриса – Ирина Рудницкая
Комар – Артем Немов
Место: Гоголь-центр
Продолжительность: 1 час 40 минут