Две женщины смотрят фильм в кинотеатре, одна решает внезапно уйти и вступает в перепалку с другой – та хочет остаться. Спустя несколько минут становится ясно, что это родные сёстры, и их мать при смерти. Так драматично начинается спектакль «Две дамочки в сторону севера» в Центре им. Вс. Мейерхольда.
Героини этой истории живут во Франции, и они совсем разные: одна – высокая и с формами, любит женственные наряды, вторая – маленькая, хрупкая, носит брюки. Да и характеры у них противоположные: первая – спокойная и мечтательная, вторая – импульсивная и деятельная. Их сближает семейное горе: больная мама умирает и завещает им себя кремировать. Что делать с прахом покойной сёстры поначалу не понимают, но потом решают отправиться на север страны, найти могилу отца и там развеять содержимое погребальной урны.
В пути женщины сами слегка развеиваются. Предавшись детским воспоминаниям, они высказывают друг другу накопившиеся претензии и беседуют по душам, выпивают в баре и тщетно слоняются по кладбищу в поисках нужной могилы, совершают небольшие безумства, например, угоняют автобус, и оказываются в полиции. Нужное место, в конце концов, найдено, цель путешествия выполнена, пора возвращаться домой. Но сёстры уже не такие как прежде – они научились ценить настоящее и поняли, что ближе друг друга у них никого нет. Спектакль завершается коротким кинофильмом из их будущего, где две счастливые женщины проводят вместе время.
Действие развивается на фоне чёрной стены, где белыми буквами выведено «Nord» (в переводе с французского – «север»). На стене и вдоль стены можно обнаружить различные предметы: висящее полотенце, мужские ботинки, галстук, шляпу-цилиндр… Картонная мужская фигура стоит у правой стены рядом со столиком, где сёстры обедают, выпивают и решают участь урны с прахом. Мужчины в этом спектакле вообще остаются безмолвными. Мы можем лишь представлять юнца, пригласившего на танец одну из сестёр, а их диалог узнаём с её слов. Каким человеком был отец героинь, они также поведают нам сами. Голос сотрудника полиции мы так и не услышим, диалог возможно восстановить только по репликам, которые бросают женщины в адрес невидимого собеседника.
Многое удаётся понять и представить благодаря звукам, которыми насыщен спектакль. Вот едет больничный лифт, вот открывается и закрывается камера в полицейском участке, вот героини мчатся по автостраде на автобусе и едва избегают столкновения, а вот они на безмолвном кладбище. Актрисы отлично вживаются в обстановку предполагаемого места действия: пританцовывают на дискотеке, слегка испуганы в полиции, растеряны в больнице… Им удаётся и скорбеть, и веселиться, и выяснять отношения, и впадать в меланхолию.
Спектакль анонсируется как «тонкая французская комедия в жанре нуар». Жанр «нуар», в первую очередь, кинематографический, тут ждёшь интриги, загадки, напряжения. Однако этого в постановке не чувствуется, порой даже кажется, что вообще ничего не происходит, ну, едут сёстры куда-то и едут, пришли в бар, ну и что? Юмор больше удался постановщикам, посмеяться иногда там действительно есть над чем. Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Пьера Нотта, за которую драматург в 2008 году удостоился звания лучшего драматурга Франции. Постановка стала режиссёрским дебютом актрисы Ольги Бешули и театральным – киноактрисы Марии Шалаевой.
Пьеса Пьера Нотта
Режиссёр: Ольга Бешуля
Художник: Наталия Шамфарова
Художник по свету: Виктор Шаповалов
Режиссёр видео: Лариса Бочарова
Оператор: Геннадий Морозов
Исполняют: Мария Шалаева, Ольга Бешуля
Продюсер: Максим Воловик
Место: Центр им. Вс. Мейерхольда
Продолжительность: 1 час