Ему дали задание расколоть старый пень топором. На это отведена всего минута, иначе каждый десятый пленный будет расстрелян. Такие условия, приходится с этим мириться. Советский еврей Александр Печерский (Константин Хабенский) неторопливо снимает пиджак, чтобы он не сковывал движения, устало взирает на главного эсесовца и принимается за дело. Неспешность не признак нарочитого пафоса и воли духа, это лишь символ настоящей усталости и непонимания смысла жизни. Такие задания совсем не редкость. Фашисты уже не знают, чем себя позабавить. Топор продолжает приглушенно звенеть. Во все стороны летит влажная стружка. Сильное напряжение для всех, но к тому же, почему-то, уже обыденная отрешенность всех пленных от происходящего. Слышится сильный треск. Пень разламывается пополам. Как и было обещано. За отведенный срок. Выдох от облегчения в зрительном зале. Кто-то от нервов даже захлопал. Это тяжело. Но это необходимо.
Совсем недавно, а именно 3 мая, на больших экранах прошла премьера военно-драматического фильма «Собибор». Это режиссерский дебют Константина Хабенского, который к тому же играет и главную роль картины. Совсем высокую планку поставил для себя Хабенский, согласитесь. Получилось или нет? И почему именно такая тяжелая картина была выбрана для дебюта? Я постараюсь это объяснить, а также намекну, почему необходимо уделить должное внимание этой киноленте.
В 1943 году лагерь «Собибор» открывал двери для всех евреев. Всех, кто не был пригоден для какой-либо работы, убивали в газовых камерах. Здесь к ним относились как к скоту, поэтому и развлечения фашистов были соответствующие. Советский солдат еврейского происхождения вливается в подпольную группу, которая думала о побеге. Им нужен был человек с военным опытом, поэтому Александр Печерский становится их предводителем. План заключался в том, чтобы выманить по отдельности офицеров и убить, а далее захватить склад с оружием. Считалось, что лагерь без головы не сможет функционировать. Побег так или иначе считается успешным, даже несмотря на то, что половину беглецов вскоре нашли и убили. Это история о первом успешном побеге из лагеря смерти. Это заслуживает вашего внимания.
Вы уже могли слышать о неточностях данной истории от других источников. И данные аспекты приводят как отдельную критику Хабенскому, с чем я, естественно, не согласен. Так, о чем же идет речь? Дело в том, что в «Собиборе», в реальном лагере, на вышках располагались украинские коллаборационисты, которые зверствовали не хуже фашистов. Но также считается, что возможно именно из-за них удалось организовать восстание. С украинцами можно было договориться, как утверждают источники. Многие критики утверждают, что хоть отношения с Украиной и непростые, это не повод менять и показывать другую историю нынешнему поколению. Это верно. Но я же считаю, что Константин сделал правильно, потому что не стал акцентировать на этом внимание. Это могло увести со всем в другую сторону от тех мыслей и событий, который действительно важны. Не нужно думать, что новое поколение всегда что-то не поймет. Это не так. К примеру, чтобы узнать, что в лагере зверствовали украинцы, можно, как минимум, из этой рецензии. Всегда производится дополнительная аналитика, если история действительно получилась душераздирающей. Сам Константин Хабенский прокомментировал: «Этот фильм художественный — от истории здесь только частичный план Печерского и сама идея побега целого лагеря». Так почему же все так бомбит (простите) от этого? Мне действительно непонятно. О других неточностях я и вовсе умолчу, просто потому что не хочу так придираться. Не вижу в этом смысла.
Сослуживцы Печерского нередко пытались уговорить его бежать без толпы. На что Александр отвечал, что важен каждый пленный в этом лагере. Это представляют, как очень человеческий поступок, но на самом деле, план без всех мог бы просто не сработать. Евреев представляют слабыми и не готовыми убивать. Хотя каждый день у каждого из них буквально забирали брата. Хотели показать это как символ чистоты и невинности их души. Но на деле, это показалось их слабостью, к сожалению.
«…научили евреев убивать…»
Стоит понимать, что это действительно сложная и тяжелая история. Здесь повествование введется не как интрига взаимосвязей заключенных и фашистов, а как рассказ о жизни целого лагеря. Да, возможно, именно поэтому фильм в конечном счете мог показаться слишком комканным. Здесь есть сюжетные линии, которые не представляли никакой ценности и их смело можно было бы вырезать. На что сам Константин возразил, что многое понятно и без слов. Он не видел смысла делать объемными взаимоотношения персонажей. Решайте сами, насколько это объективно правильно.
Отмечу, что возрастной цензор картины всего 12+, хотя, к слову, история показана так кровопролитно, что ожидалось увидеть заветное 18+. Это сделано не случайно. Хабенский, как он сам прокомментировал, хотел сделать так, чтобы максимально все смогли увидеть данную киноленту. И это, безусловно, похвально. Такую картину для своего дебюта он выбрал для того, чтобы показать ее по-своему. Выбора у него не оставалось, ведь история действительно драматично тяжелая.
Несмотря на все ошибки и недочеты, которые делают фильм комканным, не буду отрицать, что картина заслуживает внимания абсолютно каждого. Самое главное, что это нравится нашим старикам. На показе они были удивлены, что все показано слишком натурально. И это не может не трогать.
+ ХАБЕНСКИЙ АКТЕР
+ ХАБЕНСКИЙ РЕЖИССЕР
+ ИСТОРИЯ
- КОМКАННАЯ ИСТОРИЯ
- МНОГО КРОВИ
ХАБЕНСКИЙ – НАШ ГЕРОЙ
Можно смело утверждать, что дебют вышел успешным. Надеюсь, что сильная критика его не отпугнет и мы снова увидим его в роли режиссера. Фильм, кстати, выйдет и на зарубежный рынок, чтобы показать всему миру правду. Обязательно советую пойти в кинотеатр на этот фильм в предстоящий светлый праздник.