Тишина. Река не меняет курс своего течения. Деревья наклонили свои могучие ветви. Снег их укутывает и согревает. Безмятежность и необремененность…
На суд зрителей представляется новое художественное творение Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Последняя «нашумевшая» картина автора «Левиафан» не изменила парадигму видения создателя. Звягинцев не перестал рисовать на своих холстах насущные проблемы. «Нелюбовь» получила приз жюри Каннского кинофестиваля (это же не просто так, согласитесь). Давайте разбираться, за что можно хвалить данную работу и за что можно ее ругать. Получилось ли у создателей воскресить дух гордыни за отечественный кинематограф?
Современная московская семья переживает тяжелый период отношений. Из-за ошибок молодости родители так и не смогли обрести счастье, поэтому решаются начать «новую главу» своей жизни. Главным героям, Борису [Алексей Розин] и Жене [Марина Спивак], не терпится покончить с формальностями и развестись. Под гнетом обильных ссор и распрей страдает их двенадцатилетний сын, Алеша [Матвей Новиков]. Каждый не хочет нести «груз» ответственности и напоминания о прошлом. Мальчик слышит, как родители в гневе рассуждают о своем «отпрыске», которому только и остается место в интернате после их развода. Алеша чувствует свою ненужность и поэтому после очередной ссоры исчезает. Полиция не спешит помогать из-за нехватки ресурсов, но направляет расколотую семью обратиться к поисково-спасательному отряду, состоящему из волонтеров. Родителям не терпится вернуть своего сына и показать свою любовь. Финал истории расставит «все точки над и» в сложившейся тяжелой ситуации.
Развод родителей, ссоры, постоянные склоки и оскорбления, страдающие от этого дети – проблема не новая, насущная и типичная. Конечно, все привыкли видеть данного рода сюжет в различных мелодрамах, которые вряд ли передавали всю глубину страданий, мотивы главных героев истории. Если кто-то и брался за подобные перспективы развития проблемы, то обычно обращали внимания зрителя на ее непременное существование, не подчеркивая, возможно, «разъедающую» драму, с которой предстоит столкнуться лицам данной ситуации. Скорее всего, в определенной момент раскрытия повествовательной линии, по дуновению волшебной палочки главные лица действия находили спасительный выход, что только и говорило о возможности все исправить. «Нелюбовь» – полностью противоположное явление. Это действительно драма, в полной мере заставляющая задуматься. Андрей Звягинцев прокомментировал ленту с той мыслью, что «зритель придет домой и крепко обнимет своих близких». Так Вам и нужно относиться к этой картине.
С первых минут начала истории музыкальное сопровождение сразу создает атмосферу общего восприятия, какое именно настроение должно быть у зрителя, чтобы понять идейную собранность сцен. Будь то посетитель кинозала «сидел» в телефоне или начал пить купленную на входе колу – первые минуты заставят его сразу же отложить все свои дела в сторону, ему тотчас захочется закрепить внимание на представленной киноленте (от чего он просто не сможет отказаться). Это относится только к началу и концу картины, музыкальные композиции основных сцен незаметны и естественны, что позволяет сосредоточиться на основной проблеме.
В картине «Левиафан» уже можно было заметить завлекающую художественную операторскую работу Михаила Кричмана. Инструменты ведения раскрытия сюжетных линий представлены и в данной картине «Нелюбовь», чувствуется рука автора. Порадовало использование фиксации камеры на несколько подряд идущих сцен: действия меняются в рамках одного «фиксированного» кадра.
Сюжет картины может показаться затянутым. Возможно, такое мнение может сложиться, если не брать во внимание художественное описание «естественных» декораций. Действительно, как в книге, представлены элементы описания природы, погоды, окружающих зданий. Именно, только если понимать, что некоторые сцены использованы только как художественное обрамление всей картины, то это поможет зрителю в полной мере насладиться кадрами. К слову, метраж данной ленты занимает около двух часов. Без второстепенных сюжетных линий фильму действительно не хватает динамики, так что будьте готовы.
Фильм имеет рейтинг 18+. Это связано с обилием постельных сцен в данной киноленте. Действительно, как еще передать поиски своего настоящего счастья Бориса и Жени, их мотивы сказать «нет» совместной жизни? К слову, мат в картине просто не озвучен, персонажи просто открывают рот, но смысл их слов сразу понятен каждому. Такое решение не может не радовать. Андрей Звягинцев рекомендует посмотреть оригинальную версию озвучки фильма – «будет другое ощущение от просмотра». Понятно, что режиссер имеет в виду – мат привычен в нашей жизни, в некоторых ситуациях без него просто не обойтись.
Присутствуют невнятные диалоги. Серьезно, иногда приходилось прислушиваться к героям ленты, чтобы понять смысл слов. В работах Андрея Звягинцева прослеживается тенденция пользоваться инструментом «недосказанности». И это здорово. Каждый зритель интерпретирует ситуацию на экране под себя, поэтому могут ходить разные мнения и споры по данному фильму. Но опять же, невнятные диалоги, только усугубляют ситуацию – эффект «недосказанности» приобретается там, где его не должно быть. К слову, Каннское жюри смотрело киноленту с субтитрами. Быть может, в некоторых сценах именно они могли спасти ситуацию.
Главным героям не сочувствуешь от слова «полностью». За что, собственно? На протяжении всей ленты можно сопереживать только спасательному отряду, который не жалеет своих сил, действует грамотно и четко. Но видны попытки авторов картины препятствовать сложившемуся мнению, доносится мысль «с кем не бывает, взрослые люди в поисках взрослого счастья». Но, к сожалению, это их никак не оправдывает. Понимаете, это как в картине «Левиафан», когда главный герой решал все вопросы распитием алкоголя, за что ему просто не хочется сопереживать. Отговорки, что так показана действительность нашей страны, не принимаются, потому что в это слабо верится или не хочется верить совсем.
Игру актеров нет смысла комментировать большими текстами. «Нелюбовь» - драма, поэтому без едкой «достоевщины» не обошлось, чем можно только наслаждаться. Именно это характеризует старания актеров, особенно мальчика Матвея Новикова, сумевшего в полной мере показать подростковую губительную депрессию.
Порадовала сцена, когда родители приезжают к бабушке в деревню на поиски своего сына, ведь у последней был недоступен телефон, и поэтому, возможно, она укрывает внука в благих целях. Конечно, мальчика там не оказалось, а телефон просто разрядился и затерялся. Но вниманию зрителя представляется потрясающий монолог бабушки по типу «я же говорила». Каждый из нас его слышал даже если и не от родных, то хотя бы от тех же представителей слабого пола на рынках и базарах. Зал захлестнула волна аплодисментов после этого момента.
Данный фильм производился без господдержки, ведь (как прокомментировал Андрей Звягинцев) режиссеру не хотелось досаждать министру культуры, который и так с «теплотой» вспоминает «Левиафан».
Тишина. Река не меняет курс своего течения. Деревья наклонили свои могучие ветви. Снег их укутывает и согревает. Безмятежность и необремененность…
Не случайно данная рецензия ведется замыканием начала и конца одинаковыми строками. Возможно, это просто намек. Возможно. Такой прием привычен и знаком, но всегда смотрится свежо и завораживающе.
«Нелюбовь» – завораживающая драма с идеями, которые каждому зрителю нужно домыслить самому. Создатели данного художественного произведения утверждают, что драма выйдет во всех странах мира. Это может только заставить «откопать» зрителей давно потерянную гордость за отечественный кинематограф. Стоит отметить, что приз жюри Каннского кинофестиваля заслуженно присвоен данному фильму. Но оценка, поставленная данному фильму, которую Вы можете посмотреть ниже, поставлена в соображениях общего восприятия – Вы бы вряд ли захотели его пересмотреть.
В кино с 1 июня 2017 года
+ СЮЖЕТ
+ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
+ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
+ ИГРА АКТЕРОВ
+ НЕДОСКАЗАННОСТЬ
- НЕВНЯТНЫЕ ДИАЛОГИ
- НЕХВАТКА ДИНАМИКИ
- НЕТ СОЧУВСТВИЯ ГЛАВНЫМ ГЕРОЯМ
ДРАМА КАЖДОЙ СЕМЬИ
Художественно-описательные элементы картины, сюжет и игра актеров завоюют Ваше внимание, заставят задуматься над основной проблемой ленты.