Уже успевший поднять изрядный шум фильм «Матильда» Алексея Учителя вышел на большие экраны и только смог в ответ от зрителя получить недоумение. Сразу оговоримся, что кроме этого предложения, в данной рецензии не будет упоминаться Поклонская и ее успешная рекламная компания – придерживаемся формулировок из теории заговора – а будет оценено только кино и его художественная составляющая.
С самого начала фильма наследник российского престола Николай II находится на перепутье трудного выбора. С детства он был обещан принцессе Гессен-Дармштадской. Эту пару определили его родители. По воле судьбы он влюбляется в балерину. Выбор отречься от престола ради своего счастья или принять заготовленную судьбу терзает главного героя. По крайней мере, так нам показывают в фильме.
Самая дерзкая кокетка балета, несомненно, в придачу талантливая, нравится абсолютно всем высокопоставленным лицам. Но в силу своих амбиций она хочет добиться самой главной цели – завоевать сердце наследника престола. Это, конечно, не четко сформулированное желание героини, а скорее ее чувственные бессознательные амбиции. К слову, Мариинский театр с балетной труппой зрителю уже показали, как своего рода публичный дом, где высокопоставленные лица оценивали изящные фигуры танцовщиц, а после своим фавориткам предлагали познакомиться поближе.
Матильда Кшесинская выделялась из общей массы своих коллег по сцене, во всяком случае ей этого хотелось. На тот момент она не была лучшей – у нее не было главной роли. Однако из-за ее амбиций в ней все равно видели конкурентку. Так прима-балерина, когда желала удачи Матильде, приобняла ее и на фоне лучших пожеланий развязала один из узелков костюма. Естественно, в процессе выступления весь зал, в том числе Николай, увидели ее грудь и то изящество, с которым она продолжала танцевать. С этого момента наследник престола думал только о ней.
Николай разрывается между обещаниями родителям и любовью к Матильде. Он боится быть несчастным. Поэтому слова Марии Федоровны, матери Николая, звучали еще более победоносно и по грустному величественно. Эта роль, которую сыграла Ингеборга Дапкунайте, одна из немногих четко обозначенных сторон конфликта в общей сюжетной линии фильма. Мария Федоровна объяснила Николаю, что любовь и счастье — это никак не связанные вещи – можно жить вместе и быть счастливыми, однако не любить. Тем самым она ясно дала понять наследнику престола о ком именно идет речь.
Общие действия картины в целом кажутся слишком скучными. Николай и Матильда мечутся из стороны в сторону. Если причины престолонаследника понятны, то Матильда показывала скорее всего свою недоступность, подпитанную пылким кокетством. Но именно от этих метаний сильно устаешь, к ним теряешь интерес. Достаточно было два раза показать их страдания выбора, но ладно пусть три, но, когда несколько раз предъявляют одни и те же стремления встретиться друг с другом и расстаться, главная сюжетная линия сразу падает в цене.
Роскошные декорации и величественная музыка, грация балета и высокий слог придворных присутствуют в киноленте, но этому не уделяется должного внимания. Главная романтическая линия фильма, которая является нарочито провальной, все перекрывает и поэтому не создается ощущения, что это действительно царские покои, а это действительно сцена Мариинского театра. Из-за такого наложения со временем устаешь от этой роскоши, ведь создатели картины не сосредотачивают зрителя именно на этом, поэтому и в контексте всех сцен главной сюжетной линии зритель не видит смысла в использовании этих декораций.
Все второстепенные герои и сюжетные линии добавлены в общий метраж лишь для того, чтобы усилить интерес к отношениям главных персон. Офицер Воронцов в исполнении Данилы Козловского страшно влюблен в Матильду – он ищет встреч и сражается со смертью на офицерских турнирах ради поцелуя. Но узнав о близости возлюбленной с Николаем, он впадает в лихорадку и совершает покушение на престолонаследника. Однако Николай его помиловал из сердечной доброты и сочувствия. И этот ход конем сделан лишь для того, чтобы увидеть сумасшедшего офицера снова и усилить страдания главных лиц. Также немецкий ученый смотрелся не менее странно. Его опыты над Воронцовым, гадания принцессе Алекс смотрятся пусто и не по жанру странно. В действительности ты уже сразу понимаешь, что офицер станет суперзлодеем – спасибо сценариям боевиков из девяностых.
Выбранную судьбой и родителями германскую принцессу Алекс показывают нарочито «глупой». Ее ревность и соперничество, злость и обида показаны нелепо детскими. Правда, все сцены с ней заставляют улыбаться и поэтому несомненно болеть за другую пару сюжета. А это в действительности не сильно похоже на настоящую Александру Федоровну, которую мы знаем – на ту, что приняла православие ради народа России.
У каждого героя картины было слишком много недосказанности, ставилось слишком изрядное количество многоточий, подталкивающих зрителя на собственные размышления. Однако трудно было успеть запомнить все паузы моментов, чтобы успеть поразмыслить над истинными порывами героев. Все эти приемы будто выдраны со страниц книг великих классиков. Красивая, непонятная героиня, которая кокетничает и ведет разговоры на границе с лихорадкой. Сумасшедший влюбленный, которого терзают внутренние гонения. Высший свет со своими убеждениями жизни и учениями правилам. Недосягаемый принц с терзаниями сердца. Все эти герои отлично подходят в литературном свете, но никак не в рамках кино. В фильме все паузы и многоточия смотрелись неуместно.
Мысль невозможности брака по любви для высокопоставленных лиц затрагивала многие литературные сюжеты. Поэтому внутренние гонения души Николая II на большом экране не стали исключением. Престолонаследник «имеет право на все кроме любви» – основная идея, переданная режиссёром Алексеем Учителем. Но если брать в расчет общую сюжетную составляющую, то на фильм не стоит тратить свое время, даже вопреки поднятому вокруг киноленты шуму.
В кино с 26 октября 2017 года
+ ИНГЕБОРГА ДАПКУНАЙТЕ
- ПОСТОЯННЫЕ МЕТАНИЯ ГЕРОЕВ
- ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛИЦА
- ДЕКОРАЦИИ
- ШУМ ОТ ПОКЛОНСКОЙ
БАЛЕРИНА И ЦАРЬ
Скучное раскрытие сюжета с преобладанием быстро надоедающей роскошью и слишком второстепенными лицами заставит вас выразить лишь недоумение. Не стоит тратить время на эту киноленту, даже вопреки поднятому шуму.