«Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают.»
— «Нос», Н.В. Гоголь.
Именно эта цитата из короткого рассказа приходит на ум после просмотра «Гоголь. Начало», потому что как ни крути, но хороший русский фильм действительно редкость. Александр Цекало вновь смог нам показать, что он талантливый продюсер, который продвигает действительно интересные и хорошие проекты. И да, на это можно сходить в кино.
Давайте начнем с того, что не надо в этом фильме искать подлинного Гоголя. Да, кино использует его, как главного героя, опирается и заимствует многое из его произведений, но не стоит ожидать пересказа «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Этот фильм нужно воспринимать, как фэнтези в духе Гоголя. Казалось бы, сочетать такие вещи довольно тяжело, но у режиссера Егора Баранова получилось объединить рассказы Николая Васильевича и современный образ темного фэнтези. И получилось весьма неплохо. Но, конечно, есть над чем работать, а еще есть один маленький ньюанс. Это многосерийный фильм, и не факт, что остальные серии смогут удержать планку.
Гоголь.
«…Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности.» – из отзыва А.С. Пушкина про «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Тоже самое я хочу сказать о фильме. В нем очень много хорошей иронии. За весь сеанс не прозвучало ни одной откровенно низкой шутки, и это в русском кино с рейтингом 18+! Большинство второстепенных персонажей комичны и разряжают бредовую бесовщину, которая происходит вокруг них. Забавный хирург, который объясняет паронормальное в Диканьке своим пристрастием к горячительному, или крепостной Николая Васильевича, который вечно ворчит. Все действительно без излишней чопорности, которую так любят показывать в фильмах, где действия происходят в царской России. Благодаря этому во время просмотра у сидящих в зале пробивалась искренняя улыбка.
«...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.» – «Несколько слов о Пушкине», Н.В. Гоголь
Кино получилось безумно стильным и атмосферным. Да, сейчас появятся какие-нибудь историки моды и скажут, то что половина одежды не соответствуют тому времени и так далее. Но, как я уже говорил, это отдельный фэнтезийный мир, и выглядит он достаточно правдоподобно. Даже яркие контрастные наряды персонажа Олега Меньшикова (Яков Гуро) не кажутся, чем-то не из мира сего, наоборот с помощью такого простого визуального приема подчёркивается натура персонажа.
Легендарный следователь Яков Гуро
С помощью натурной съемки (она велась в настоящей деревне, под Псковом) село Диканька как будто сошло со страниц рассказов Николая Васильевича. По-настоящему чувствуешь атмосферу этого многострадального от всякой нечисти села. Складываются ощущения, что ваша бабуля оттуда родом, и вы ездили к ней на лето. А окрестные природные ландшафты в сочетании с цветокоррекцией кадра выглядят очень таинственно и загадочно.
Диканька на рассвете
«Театр ничуть не безделица…» – «Выбранные места из переписки с друзьями», Н.В. Гоголь
Похоже, не все актеры фильма слышали эти строки. Особенно это касается женских персонажей, на фоне актерского таланта Меньшикова, их игра кажется просто бездарной, и не спасает здесь красота актрис. Исполнитель главной роли, Саша Петров, довольно часто переигрывает, но заметно как при присутствии своего театрального руководителя (Олег Меньшиков является руководителем Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой) напрягал весь свой актерский талант.
Красавица Лиза, объект любви главного героя, ее сыграла Таисия Вилкова.
«Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья…» – «Авторская исповедь», Н.В. Гоголь и Ж.Ж. Журибеда
А теперь немножко о недостатках ленты. Сюжет фильма больно похож на готическую «Сонную Лощину» Тима Бёртона. Основная завязка (таинственные убийства темного всадника), некоторые персонажи (например, Лиза очень похожа на Катерину Ван Тассел), в фильме даже есть парочку сцен, которые выглядят один в один с «Сонной Лощиной». Все значимые для сюжета события вызывают умозаключение, что где-то это уже было, отчего дальнейшие сюжетные ходы становятся очевидными. Ну и «сериальность» сценария не пошла на пользу. Многие линии сюжета не раскрывают должным образом, а остальные сумбурны и кажутся не к месту, появившимся просто так. Особенно это касается любовной линии. Будем надеяться, что позже они раскроются в остальных частях. К тому же фильм не кажется отдельным произведением, как об этом говорили его создатели. Они сравнивали свое детище с «Гарри Поттером», где на протяжении всех фильмов есть одна большая сюжетная линия, но и каждый фильм кажется законченным. Так вот, в случае с «Гоголь. Начало» чувства законченности нет. Нас нагло обломали титрами, когда мы только вошли во вкус
Но при этом стоит похвалить и смелость авторов. Фильм имеет рейтинг 18+ и полностью оправдывает его. Тут вам и длительные постельные сцены, и оторванные конечности с фонтанами крови. Некоторые актрисы впервые обнажались на съемочной площадке для фильма. А обнаженных девушек в ленте много.
Страстная Оксана, которая тоже флиртует с нашим Гоголем.
Как ни крути, перед нами все-таки мистика, а поэтому использование спецэффектов не избежать, и вот они особенно плохи в этом фильме. Учитывая, что фильм будет выходить не только в России, а еще в некоторых странах Европы (особенно картина полюбилась немцам), мне бы на месте авторов было стыдно показывать такой низкий уровень обладанием спецэффектов в кино. Кровь, полеты в воздухе, безумные сны Гоголя выглядят очень плохо и слишком сильно выделяются на фоне натурной съемки. Тоже самое и с гримом у нечисти. В фильме будет момент с ведьмой, и вот помяните мои слова, вы будете сначала немного напряжены, но, когда увидите, что у ведьмы на лице, вы будете долго смеяться. Такие ощущения, что на нее просто вылили гуашь. Ну, все же иногда моменты с нечистой силой могут нагнать жути.
Кошмар Гоголя
Еще хочется отметить работу оператора Сергея Трофимова, который снимал «Ночной дозор» и его сиквел. Кадры в фильме действительно хорошие. А вот монтаж иногда вызывает вопросы. Проблема в том, что фильм рассчитан больше на телевизионный показ, поэтому склейка в кинотеатре выглядит довольно плохо.
Барина и писарь.
Что мы имеем в итоге? Неплохой фэнтезийный детективный сериал, который, конечно, во многом опирался на западные картины, но не потерял и близкую нам душу Гоголя. Я подчеркну, именно сериал. Как фильм, он воспринимается намного слабее, но все же это эксперимент, причем такой формат проката (сначала запуск в кино, а потом показ на телевидении) один из первых в мире. А уж к лучшему это или к худшему – сейчас понять сложно.
В кино с 31 августа 2017 года
+ ЮМОР
+ СТИЛЬ И АТМОСФЕРА
+ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
- АКТЕРСКАЯ ИГРА (КРОМЕ МЕНЬШИКОВА)
- МОНТАЖ
- СПЕЦЭФФЕКТЫ
- ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ СЛИШКОМ ЯВНЫЙ РЕФЕРЕНС
- КУЧА МАЛЕНЬКИХ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО «СЕРИАЛЬНОМУ» ТИПУ
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Что если бы Бертон снимал кино про Гоголя?