Фильмы о войне тяжелые, утомительные и кровавые. Такими мы привыкли их видеть и, несмотря на затянутость и излишнюю порой драматургию, мы продолжаем их смотреть. Но, похоже, в жанре произошла революция. Ну, или почти.
В 1940 году немцы активно наступали, из-за чего британское командование предложило эвакуировать войска на Британские острова. Всего планировалось спасти 45 тысяч союзников, однако в итоге из Франции прибыло свыше 330 тысяч. В эвакуации участвовали не только военный флот, но и простые жители, которые решили не остаться в стороне. Глобальная задача объединила людей, не оставив никого равнодушным.
События демонстрируются от лица трёх персонажей: пожилой моряк плывет к побережью на своей лодке, чтобы эвакуировать оставшихся солдат, парень, пытающийся любой ценой выжить, и пилот, расчищающий небесное пространство от вражеских истребителей. Нам толком не раскрывают их личности, но мы нутром понимаем, какова их цель.
Главный герой «Дюнкерка» – люди. Фильм буквально орет о том, что война – дело общее. Поступок одного человека сказывается на тысячах жизнях других. Именно поэтому здесь минимум имен, минимум экспозиции и минимум диалогов.
Повествование уникально, оно нелинейно и спонтанно. Зрителя чуть ли не каждую минуту перекидывают с берега в кабину самолёта, затем на корабль и обратно. Фильм не даёт передышку, события сменяются быстро, действовать надо моментально, ведь любое промедление может стоить дорого.
Событий действительно очень много, несмотря на не самые большие масштабы.
И вы буквально ощущаете на себе всю ту тяжесть через невероятно стильную, отполированную картинку. Каждый кадр старается максимально передать гнетущую атмосферу, а через правильные ракурсы оператора показывают душу персонажей, отчего без лишних слов понятен его мотив.
Музыка Ханса Циммера заслуживает отдельного упоминания. Оркестровые композиции пронзают насквозь, заставляя биться сердце чаще, а порой и задерживать дыхание. Саундтрек вкупе с тиканьем часов на фоне не дают успокоиться, держа в напряжении. Хотя, стоит признать, запоминающихся компизиций нет.
Один из треков можно послушать выше.
Несмотря на эмоции, которыми переполнена лента, у нее есть проблемы, которые возникают из-за особенностей картины. Параллельное повествование не работает на полную. Намерено обезличенным героям не получается сопереживать так, как в остальных военных драмах, где на первый план выведен отдельно взятый отряд. Да и эмоций им не хватает, хотя Том Харди постарался на славу. Второй причиной провисания является отсутствующий враг: Третий рейх мелькает где-то на радарах, но лишь в виде размытого силуэта. Что-то подобное уже было в отечественных «28 панфиловцах».
Почти наверняка вы и так знаете, что режиссером сценаристом выступил Кристофер Нолан. Я решил не писать о его «гении» и подходе к созданию фильмов, потому что это написали почти во всех остальных рецензиях. Просто знайте – он исполнил свою мечту.
«Дюнкерк» показывает натуру человека: отвагу, самопожертвование, страх, заботу, предательство. И где, если не на войне, на волоске от смерти, проявляются истинные качества. Фильм нельзя назвать шедевром, в нем нет неожиданных сюжетных поворотов и откровений. Тем не менее, это что-то по-настоящему новое для жанра: агрессивное, предельно реалистичное, громкое и очень красивое.
В кино с 20 июля 2017 года
+ СТИЛЬНО
+ ПОВЕСТВОВАНИЕ
+ МУЗЫКА
- ПУСТЫЕ ГЕРОИ И ОБРАЗНЫЙ ПРОТИВНИК
ГОНКА СО ВРЕМЕНЕМ
«Дюнкерк» не заставит вас строить сложные теории и не перевернет ваше мировоззрение, зато сподвигнет задуматься о чести и морали.