Холодный и мрачный Лос-Анджелес 2049 года. Плотно застроенная окраина города. Высокотехнологичный центр с высотками и голограммами, пропитанный пороком и грязью. Век корпораций наступил, а вместе с этим улицы заполонили репликанты, искусственные люди с фальшивыми воспоминаниями.
«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта в 1982 году произвел фурор. Он сделал киберпанк массовым, а споры о том, является ли Рик Декард репликантом, ходили десятки лет. Почему ходили? Потому что «Бегущий по лезвию 2049» дает ответ на этот вопрос. Конечно, не прямо.
Вообще, продолжение «Бегущего» почти не дает ответов в лоб. Фильм лишь намекает, а зрителю нужно додумывать. Но первое, что делает лента, – она рушит все ваше представление о сюжете. Трейлеры и рекламные ролики преподносили фильм совершенно иначе, показывали персонажей с совершенно иного ракурса, из-за чего мы все думали, что в центре внимания окажется конфликт между людьми и репликантами, великая война. Но нет, во главе угла встает прежде всего человеческая натура.
«Клеток связанных внутри.
Клеток»
Сюжетные детали я предпочту опустить. Скажу лишь, что вы уже и так наверняка знаете. Главный герой – бегущий по лезвию Кей (Райан Гослинг) – расследует аномалию репликантов, которая случилась много лет назад. В этом как-то замешан Декард (Харрисон Форд), пропавший с радаров. Правительство хочет поскорее узнать секретную информацию, равно как и Неандер Уоллес (Джаред Лето), основатель Wallace Corp, которая производит репликантов нового типа.
Стоит ли говорить о том, что авторы поднимают вопрос цифровой эпохи? В 2022 году происходит Блэкаут, в ходе которого вся техника останавливается, а важные данные бесследно теряются. Не к этому ли идем и мы? А как вам рассуждение о сущности человека? Чем люди готовы пожертвовать? Где пролегает грань между настоящим и вымышленным? Выстраивают ли корпорации наше мнение, как дизайнер воспоминаний в этом мире? Фильм задает много животрепещущих вопросов, которые явно намекают на события сегодняшнего дня.
Не обошли стороной важный элемент предшественника – историю любви. У Кея также есть возлюбленная Джо (Ана де Армас). Детали раскрывать было бы преступлением, поэтому знайте одно – их взаимоотношения трогают за душу и им веришь, а одна из сцен с ними может пустить скупую слезу. И, черт возьми, тут все снова не так, как мы думали!
«Больше люди, чем сами люди»
У ленты отличное повествование. Историю рассказывает не закадровый голос и даже не сами герои, ее рассказывает окружающий мир. Редкие летающие машины над городом, распутные женщины, бедняки на улочках и заводы, на которых работают дети, сразу дают представление того, что происходит.
Отдельно стоит отметить операторскую работу Роджера Дикинса. У фильма и так очень стильная картинка, а ракурсы, с которых показан мир, еще больше погружают во вселенную. Плавные пролеты, грамотные кадры и освещение иной раз поражают. И дополняет все это прекрасная музыка, над которой работали Ханс Циммер и Бенджамин Уоллфиш.
Харрисон Форд прекрасен, хоть у него и небольшая роль.
Правая рука Уоллеса, Лав (Сильвия Хукс).
Вообще, в фильме практически нет ничего лишнего. Продолжительность ленты составляет чуть больше 160 минут, и за почти три часа «Бегущий по лезвию 2049» умудряется не показать что-то ненужное, такое, что можно запросто выкинуть. Каждый момент, каждое слово здесь играет какую-то роль, проливая свет на новые детали.
«У рожденных есть душа»
Что интересно, кино крайне немногословно. Например, первые минут пять не произносится ни слова. Но вам и так все понятно, и дело тут не в том, что до этого вам в двух предложениях рассказали предысторию. Кстати, да, совсем необязательно смотреть первую часть, но всевозможных отсылок на оригинал предостаточно.
Так как события выходят за пределы Лос-Анджелеса, мы можем увидеть, как изменился мир за 30 лет, а не только один город. Интересно, как создатели тонкой нитью связали две ленты, не только визуальной составляющей, но и треком Вангелиса Tears in the Rain, которая звучала в оригинале.
Кино не без минусов. Дени Вильнев, как уже отмечалось выше, часто прибегает к продолжительным сценам с минимум слов. Это может утомить простого зрителя, который вообще-то пришел на «фантастический блокбастер». В это же время другой зритель который шел на «умное философское кино», и он может остаться не до конца удовлетворенным, так как кое-что здесь все же разжевывают. Усидеть на двух стульях не получается – уж слишком далеко они стоят друг от друга.
В чем смысл фильма, спросите вы? На этот вопрос каждый должен ответить сам. Несмотря на свой огромный бюджет и дорогущую рекламную кампанию, это все же авторское произведение. Здесь почти нет взрывов, погонь и масштабных декораций. Захватывает «Бегущий по лезвию 2049» своей невероятной атмосферой, умными диалогами и мифологией.
В кино с 5 октября 2017 года
+ СТИЛИСТИКА
+ СЦЕНАРИЙ
+ АКТЕРСКИЕ РАБОТЫ
+ ПОСТАНОВКА
- НЕТОРОПЛИВО
КОЖАНАЯ КУКЛА
Мощное продолжение одного из знаковых произведений индустрии, насчет концовки которого будут спорить не один год.