Криминальные драмы — сложный жанр в кинематографе, который многим не под силу. Тем более, если кино делается по мотивам уже готовой истории, в которой так много всего, но в фильме все это не отразить. «Закон ночи» — адаптация романа Денниса Лихейна «Ночь - мой дом», который был удостоен премии Эдгара Аллана По. Аффлек уже не первый раз режиссирует фильмы по мотивам романов Лихейна. В 2007 году вышла драма «Прощай, детка, прощай», по одноименному роману Лихейна, главную роль в которой, кстати, исполнил Кейси Аффлек (младший брат Бена) и был номинирован на Оскар и Золотой Глобус за нее. Работа была позитивна встречена критиками и зрителями. Но что на этот раз? Смог ли Аффлек снять хорошую криминальную драму? Почти.
Начало XX века, 20-е годы, сухой закон в Америке. Расцвет гангстерских кланов. Крупные города поглощены войной между ними. В том числе и Бостон. Его раздирают на куски макаронники и ирландцы. Но Джо Коглин [Бен Аффлек], сын капитана полиции Бостона, старается не ввязываться в эту войну. Нет, он не гангстер и не патрульный. Джо просто грабит банки. Ведь по-другому зарабатывать у него не получается. Законы и приказы, в любом их проявлении, для него чушь. Правда в скором времени, его судьба и принципы сильно изменятся, из-за прекрасной движущей силы — любви. Но любовь бывает весьма коварной… Сначала Джо чуть не погиб от рук босса ирландского клана, на которого ему все же пришлось поработать. Потом 3 года в тюрьме, смерть отца. В его жизни осталась только одна цель — месть. Отсюда и начинается путь становления великого флоридского бутлегера и гангстера.
Коглин младший на могиле отца.
Сценарий явно не блещет оригинальностью. Становление личности на фоне криминала и проблем того времени. Такое мы уже видели. Но тем не менее, за ходом событий следить интересно, из-за многогранности сюжета. Тут и разборки с ку-клукс-кланом, проблемы «плавильного котла», разделение на элиту и нищих, коррумпированность высших чинов, религия, недавняя Первая Мировая война, Великая Депрессия, а также проблема личностных пороков людей.
Сильно страдает повествование. Оно слишком «прыгучее». Многие события остаются за кадром, что явно плохо, так как из-за этого персонажи теряют свою живость. Нас резко перекидывают из одного временного промежутка в другой.
Зритель может легко потерять нить повествования и запутаться в происходящем на экране. О некоторых персонажах и вовсе забываешь, как вдруг они появляются вновь.
Актеры не подвели. Многие второстепенные персонажи, хоть и появлялись на короткое время, впадали в душу. Особенно мне понравились работы прекрасной Зои Салданы (Грациелла Суарес — сестра босса кубинского клана, которая впоследствии станет новой возлюбленной главного героя) и Криса Мессины (Дион Бартоло — лучший друг и правая рука Джо). К сожалению тоже самое не могу сказать, о протагонисте. И проблема тут не в актерской игре Аффлека, а именно в характере персонажа. Скучный и до жути хладнокровный, но с высокой моралью и принципами. Таким он кажется и в оригинале. Хотя сочувствовать ему все равно хотелось, хотя бы из-за уважения. Персонажи-антагонисты были куда интереснее. Чего только стоит безумец из ку-клукс-клана.
Потрясающая Зои Солдана в роли Грациеллы Суарес.
Можно похвалить внимание Аффлека к мелочам. Их здесь очень много и все они хорошо переданы. Шутки и манеры речи, джазовая или кантри музыка в клубах, элегантные костюмы гангстеров, блестящие на солнце Форды модели Т, улицы городов, еда и напитки, убранство борделей и домов, и куда же без любимых Томми-ганов. Вкупе все это создает потрясающую атмосферу, которую невозможно не ощутить.
Детально проработанная улица Тампы, города в котором происходят основные события.
Отдельно хочется отметить операторскую работу. Она на уровне. То и дело нам показывают солнечные пейзажи Флориды (основное действие происходит именно в ней) вскользь которых несется герой на изумительном кабриолете. Правильно переключают наше внимание на определенные детали, как во время мирной беседы, так и во время бодрого экшена.
Кстати об экшене! Как никак мы пришли на фильм, про гангстеров 20-ых годов. Массовые гангстерские перестрелки прямо в центре города или в клубах, погони — обязательные атрибуты таких фильмов. Да, здесь они есть. Их очень мало, но зато каждые очень добротные и бодрые. Разнообразие оружия, а не только Томми-ганы, драки в рукопашную, стрельба из окна несущегося автомобиля, подрывы. И все это с элегантностью, которая присуща каждому гангстеру.
«Закон ночи» — стильное и достаточно интересное кино про криминал. Сейчас такие фильмы, как свежий глоток воздуха в потоке супергеройщины и боевичков. Спустя какое-то время зритель понимает, что в сценарии нет ничего нового и потрясающего. События легко предугадают даже самые невнимательные. Но благодаря прекрасным мелочам и многогранности сюжета, кино смотрится с интересом.
В кино с 12 января 2017 года
+ ВНИМАНИЕ К МЕЛОЧАМ И ХОРОШАЯ АТМОСФЕРА
+ ЯРКИЕ И ЖИВЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ
+ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
+ МНОГОГРАННОСТЬ СЮЖЕТА
- СЦЕНАРИЙ ПРОСТ И ДОВОЛЬНО БАНАЛЕН
- СКУЧНЫЙ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
- ПЛОХОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
- СЛИШКОМ МАЛО ЭКШЕНА ДЛЯ ФИЛЬМА ПРО ГАНГСТЕРОВ 20-ЫХ
ВСЕ ИМЕЕТ ЦЕНУ
Элегантно и красиво, но не оригинально. Ничего более.