Фильмы о вере непросты: они имеют глубокий смысл и их тяжело смотреть. Новая лента Мартина Скорсезе не стал исключением. «Молчание» может утомить, сломать во время просмотра, но это не делает картину плохой. Она уникальна не только в своём жанре, но и в индустрии вообще.
Чёрный экран. Звуки природы. Резкая тишина. На фоне появляется название. Это ощущается как удар в сердце: неожиданно и без предупреждения. Ровно то же чувствовала Япония, когда европейцы решили научить население восточных островов своей религии. Голландия в XVII веке посылает своих священников, чтобы те несли учение Христа в Азию. Но высшие японские чины, как это ни странно, против такого положения дел, поэтому они жестоко карали тех, кто пошел против буддизма.
Демонстративные казни должны были научить неверных, отбить желание верить в Бога. Именно поэтому христианство проповедовали ночью, в тайне от всех, а священники были вынуждены скрываться. Доходило до того, что за миссионеров назначали приличную сумму, равно как и за сдачу исповедующего иноковерье.
Герой Нисона, присутсвующий на многих промо-материалах воявляется в фильмы всего на 20 минут. Зато эти 20 минут делают его роль одну из лучших за всю карьеру актера.
В центре сюжета оказывается двое священников – Родригес [Эндрю Гарфилд] и Гарупе [Адам Драйвер], которые приехали в японскую деревню, чтобы обучать вере здешних жителей, и отыскать падре Кристована Феррейры [Лиам Нисон], который, по слухам, отказался от веры. Им предстоит непростая миссия, во время которой они увидят далеко не одну смерть. Позже обстоятельства их разделяют, и мы наблюдаем историю Родригеса. Через него зрители наблюдают, как человек начинает сомневаться в вере, задавая вопросы, но не отказывается от неё до самого конца.
О «Молчании» сложно рассказывать, это действительно надо видеть (что хорошо, в России прокат идет в оригинале с русскими субтитрами). Фильм крайне нетороплив, но показывает всю изнанку человеческой души через поступки, слова, жесты и казни. Казни, в которых испытывалась вера: сможешь наступить на пластину с Иисусом ногой – свободен. Но наступать приходится не просто на вещь, а на своими принципы, что значит изменить себе, своей вере.
Почему картина так называется кроется в вопросе – почему Бог молчит, если в мире происходит столько страданий? Но стоит ли ему что-то говорить?!
Поймите правильно, лента не о религии. Это не пропаганда христианства. «Молчание» о натуре человека, которую пытается изменить окружающая среда, подстроить под себя. Нужно ли ей покориться – решает каждый для себя сам.
Кроме глубокого смысла, фильм может похвастаться прекрасным исполнением. Это действительно Кино с большой буквы. Кадры, душевные диалоги и игра актеров на высшем уровне. Воссозданная атмосфера средневековья погружает с первых кадров, а говорящие шепотом почти на протяжении всей ленты персонажи получились невероятно живыми.
«Не стоит пытаться сажать дерево там, где кругом болото»
Новое творение Скорсезе является уникальным произведением. Это не драма одного человека и даже не о группе людей, которые решили распространить Евангелия в экзотической Японии. Она про внутренних демонов, которых подверглись гонению. Но такой искусно снятый фильм просто нельзя рекомендовать каждому – он ставит слишком много философских вопросов, в которых среднестатический зритель просто не сможет разобраться и уйдет из зала на середине просмотра. Почти трехчасовый хронометраж действительно приходиться вытерпить, как герой Гарфилда терпит все испытания, встающие перед ним.
Картину определенно стоит посмотреть, но будьте готовы к неторопливому развитию истории, малому количеству событий и тому, что фильм заставляет думать.
В кино с 26 января 2017 года
+ АКТЕРСКАЯ ИГРА
+ ДЕКОРАЦИИ И АТМОСФЕРА
+ ПОЧВА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ
- КРАЙНЕ НЕТОРОПЛИВО
BLESS ME, PADRE
Отличный экскурс в историю и философский труд, который все же сложно рекомендовать каждому из-за общей тягучести и сложности.