В «Звездных войнах» произошло одно серьезное изменение Энакина Скайуокера, намекающее на то, что франшиза отошла от концепции баланса Джорджа Лукаса.
Когда Джордж Лукас запустил трилогию приквелов «Звездных войн», он изменил фокус всей саги. Это были уже не приключения Люка Скайуокера, а Энакина Скайуокера, отца Люка. Лукас даже ввел пророчество об Избранном, представив Энакина как мессианскую фигуру, призванную восстановить баланс в Силе.
В самих фильмах никогда не было ясно, что это значит, но Лукас объяснял свою интерпретацию в интервью. Однако, как ни удивительно, появление Энакина Скайуокера в сериале «Асока» говорит о том, что франшиза фактически отказалась от взглядов Лукаса на баланс Силы.
Джордж Лукас рассматривал Баланс как триумф Света
Джордж Лукас считал ситхов и темную сторону паразитической, разрушительной по своей природе; во многих интервью и выступлениях он сравнивал темную сторону с раком, считая тьму воплощением эгоизма, поглощающим и разрушающим, никогда не дающим сдачи. Это объясняет, почему для Лукаса баланс в Силе означает уничтожение темной стороны. Именно поэтому Энакин Скайуокер принес равновесие в Силу, убив императора Палпатина.
Проблема, однако, в том, что в приквелах «Звездных войн» это так и не прояснилось. Ближе всего к этому они подошли во время дуэли Энакина и Оби-Вана в фильме «Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть ситхов», где Оби-Ван настаивал на том, что Энакину суждено уничтожить ситхов, а не присоединиться к ним. Хотя это было представлено как интерпретация Оби-Вана, а Йода предположил, что пророчество могло быть неправильно прочитано, это также было мнением Лукаса.
«Асока» показала Энакина Скайуокера как равную часть света и тьмы
Сериал «Асока» предложил уже совсем другую интерпретацию баланса. Там Энакин был агентом равновесия – воплощением как света, так и тьмы, способным при необходимости использовать любую из них. По словам самого Хейдена Кристенсена, Энакин как всемогущий мастер-джедай, «который мог по своему желанию использовать обе стороны силы – светлую и темную». Энакин выполнил свое предназначение Избранного, воплотив в себе баланс Силы, требующий обоих аспектов. Это больше похоже на инь и янь, где светлое и темное должны сосуществовать.
Такое представление баланса сильно отличается от интерпретации Лукаса. По мнению Лукаса, темная сторона должна быть уничтожена, а в недавнем сериале – светлая должна сосуществовать с ней. Баланса, вероятно, становится труднее достичь, потому что ни одна из сторон не должна доминировать над другой. Более того, сам факт сохранения Энакином сознания после смерти, похоже, свидетельствует о том, что «Звездные войны» следуют по новым правилам.
По мнению Лукаса, призраки Силы вообще не должны были использоваться темной стороной
По замыслу Лукаса, призраки Силы должны были быть доступны только тем, кто привержен светлой стороне. В «Звёздных войнах: Эпизод 3 – Месть ситхов» это ясно сказано. Между Йодой и призраком Силы Квай-Гоном Джинном есть длинная дискуссия о том, как стать бессмертным:
Это приходит только через освобождение себя, а не через возвеличивание себя. Оно приходит через сострадание, а не через жадность. Любовь – вот ответ на тьму.
И все же Асока – призрак Силы Энакина Скайуокера, способный получить доступ к темной стороне. Справедливости ради стоит отметить, что, возможно, взгляды Лукаса на призраков Силы остаются в силе в целом, а Энакин является единственным исключением – избранным, который может стать чем-то большим, чем просто призрак Силы, и его роль как агента равновесия заменит его традиционную природу. Это был бы интересный обходной путь, но он все равно усилил бы тот факт, что «Звездные войны» просто по-другому смотрят на саму Силу, чем Лукас сейчас.
Вернется ли франшиза к пониманию Лукаса мира «Звездных войн»?
Дэйв Филони, протеже Лукаса в «Звездных войнах: Война клонов», взял на себя важную роль в формировании будущего франшизы. Кажется, он гораздо больше привержен идее инь и янь в понимании Силы, а также идее, что для баланса нужны и свет, и тьма. Это, безусловно, серьезное изменение по сравнению с оригинальными фильмами и интерпретациями, которые Лукас продвигал в течение многих лет, но, возможно, оно является следствием эволюции взглядов самого Лукаса. Как бы то ни было, перемены разительны, и это означает, что будущее «Звездных войн» будет сильно отличаться от прошлого.