Сцены после титров в первой Фазе Marvel были по большей части забавными, и на самом деле, не имели никакого в себе смысла.
По словам Кевина Файги, сама идея содержать сцены после титров в каждом фильме киновселенной Marvel возникла из-за его собственной любви к фильмам, когда он был подростком:
Как любитель кино, я никогда не хотел, чтобы оно заканчивалось. Неважно, каким был фильм, здесь речь идёт об опыте пребывания в кинотеатре. Я не хотел заканчивать это быстро, и всегда смотрел титры.
Студия Marvel, стоит отметить, не придумала идею со сценами после титров: фактически, первая такая сцена была показана ещё в 1903 году, когда главный герой, казалось, возвращался из мёртвых, чтобы направить оружие на зрителей в фильме «Большое ограбление поезда». Но с 2008 года они стали прочно ассоциироваться с брендом Marvel, с некоторыми из самых запоминающихся и отличительных сцен в фильмах. Marvel даже «троллили» своих фанатов в конце фильма «Человек-паук: Возвращение домой», когда титры закончились тем, что Капитан Америка читал лекцию о терпении и о том, что иногда не стоит ждать.
Как бы ни были важны сцены после титров для бренда Marvel, реальность такова, что многие их них оказываются немного проблематичными. Даже авторы фильма «Мстители: Война бесконечности» признались, что не имеют ни малейшего представления о том, что делает Танос в сцене после титров фильма «Мстители: Эра Альтрона», то есть: где и с кем он вообще разговаривает? Но настоящие проблемы, как ни странно, находятся как раз в первой Фазе. Все сцены после титров, вошедшие в неё, было по существу настроены – и как таковые они не выдерживают тщательного изучения.
СОБЫТИЯ ИЗ СЦЕН ПОСЛЕ ТИТРОВ В MCU, КОТОРЫЕ НЕ ПРОИЗОШЛИ
Основная проблема заключается в том, что ни одна из настроек в ранних стадиях в сценах после титров не окупается. Они дразнят события, которые на самом деле не случаются. Возьмите ту известную сцену после титров в «Железном человеке»: Тони Старк возвращается домой и обнаруживает, что директор Щ.И.Т.А., Ник Фьюри, ворвался в его апартаменты и ждёт его. Фьюри приветствует Старка в огромной вселенной героев, говоря ему, что он не единственный супергерой в городе, и даже упоминает инициативу Мстителей. Это одна из самых важных сцен во всём MCU, явно указывающая зрителям на общее направление Фазы 1. Но это также довольно странно, если смотреть в свете остальной части MCU; во-первых, Фьюри излагает это так, как будто он уже работает с кучей супергероев, когда на самом деле Старк не встречает ни одного представителя Щ.И.Т.А. И ещё один факт, что Фьюри отзывает участие Старка в инициативе Мстителей в «Железном человеке 2».
Сцена после титров в «Невероятном Халке» ещё более проблематична: Старк приближается к генералу Россу и предлагает помочь решить проблему с Халком. Это ясно указывало на то, что первой миссией Мстителей будет охота на Халка, идея, которая была взята прямо из комиксов Ultimate. Но адаптации охоты на Халка не было, и на самом деле Marvel должны были снять целый кадр, чтобы это исправить. Как показывается короткометражка «Консультант» Щ.И.Т. послал Старка как козла отпущения, зная, что он раздражает генерала Росса до такой степени, что отказывается с ним сотрудничать.
Это было умное решение, но оно, безусловно, подчёркивает тот факт, что это не было продумано настолько, насколько воображают обычные зрители. Двигаясь дальше, Фьюри завербовывает доктора Селвига, чтобы экспериментировать с Тессерактом в сцене после титров фильма «Тор», где была классная сцена, показывающая, что Селвиг находится под контролем Локи. Но эта точка сюжета была полностью исчерпана в «Мстителях», когда Локи использовал Скипетр, чтобы взять под контроль разум Селвига так же, как и Соколиного Глаза. А сцена после титров фильма «Первый мститель» – это всего лишь тизер «Мстителей».
Даже сцена после титров в «Мстителях» не работает. Она показывает Таноса и то, что именно Безумный Титан является тем, кто спланировал вторжение Читаури на Землю.
Они недисциплинированны, – другие записки человечества, – и поэтому ими нельзя управлять.
Этот комментарий, что целью вторжения Читаури было простое завоевание, когда он стремился управлять пеплом Земли. Затем, что особенно важно, говорится следующее: «Оспаривать их – значит судить смерть». Это утверждение заставляет Таноса повернуться лицом к экрану с улыбкой на лице. Уидон намекает на Таноса, Таноса из комиксов, который явно хотел «ухаживать за Смертью». Но, конечно же, когда Marvel в конце концов исследовали характер и мотивацию Таноса в «Мстителях: Война бесконечности», они полностью отошли от версии комиксов.
СЦЕНА ПОСЛЕ ТИТРОВ В «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 2» – ЕДИНСТВЕННАЯ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ СМЫСЛ
Есть только одна сцена после титров в Фазе 1, которая по-настоящему имеет смысл – в фильме «Железный человек 2». В этой сцене агент Колсон прибывает в Нью-Мексико, в место, окружённое гражданскими. Когда он звонит по телефону, камера поворачивается, и мы видим молот Тора – Мьёльнир. Эта сцена прекрасно сочетается с фильмом «Тор», где Один заколдовывает молот и бросает его через Биврёст. Сцены в «Торе» показывают, как гражданские пытаются поднять молот. Там же, мы видим знаменитое камео Стэна Ли, делающего то же самое. Всё это делается до того, как на место происшествия приезжают члены Щ.И.Т.А. Это действительно сцена после титров, которая имеет связь с дальнейшим развитием сюжета киновселенной.
ПОЧЕМУ СЦЕНЫ ПОСЛЕ ТИТРОВ ФАЗЫ 1 НЕ ВЛИЯЮТ НА СЮЖЕТ
За эти годы у Marvel сложилась репутация играть в «длинную игру» – и, по большей части, она хороша сделана. Но в первые дни MCU, Marvel не знали наверняка, как всё будет. Например, возьмём сцену после титров в первом «Железном человеке», которая, по сути, заложила основы для всей кинематографической вселенной Marvel; режиссёр Джон Фавро не только не стал частью оригинального сценария, но и признал, что изначально он был добавлен в неё в качестве «пасхального яйца» для фанатов. Между тем, сам Кевин Файги признал, что сцена после титров в «Невероятном Халке» не прошлась по душе фанатам; «Мы не будем следить за этой сценой в повествовании ни в одной из последующих функций», – сказал он изданию IndieWire и отметил, что короткометражный фильм «Консультант» должен был объединить точки и помочь Marvel выбраться из-за угла. И даже сцена после титров в «Мстителях», показавшая Таноса, была добавлена по просьбе Джосса Уидона, потому что ему нравился злодей; однако он понятия не имел, что делать с Таносом после этого.
Однако, сцена после титров в «Железном человеке 2» заметно отличается. «Тор» уже на то время находился в разработке, а это значит, всё, что нужно, можно было снять на самой съёмочной площадке. Более того, студия Marvel пошла на необычный шаг – снять сцену после титров «Тора» с помощью режиссёра Кеннета Браны. В результате Брана даже снял её специальными анаморфными линзами, чтобы соответствовать фильму. Это был гораздо более лучший подход, который привёл к сильной повествовательной связи между сценой после титров и последующими фильмами, и он стал стандартной операционной процедурой Marvel в Фазах 2 и 3.
ПОЧЕМУ СЦЕНЫ ПОСЛЕ ТИТРОВ ФАЗЫ 1 ВСЕ ЕЩЕ ХОРОШИ
Таким образом, как установлено, сцены после титров на самом деле не работают с точки зрения общего повествования MCU; но это не обязательно означает, что они плохие. По правде говоря, они по-прежнему невероятно увлекательны и служат своей цели во всеобъемлющей истории MCU. Эти цели были следующими:
- «Железный человек» – представить Ника Фьюри и настроить MCU
- «Невероятный Халк» – камео Тони Старка создаёт заговор с Мстителями
- «Железный человек 2» – показать, что миссия Колсона состоит в представлении Тора
- «Тор» – показать, что Локи заинтересован в Тессеракте
- «Первый мститель» – показать трейлер «Мстителей»
- «Мстители» – представить Таноса как злодея
Пять из шести сцен после титров выполняют своё предназначения вообще без каких-либо проблем. Каждый служит мостом от текущего фильма к будущему, хотя и очень свободному; и они делают это превосходно хорошо. Между тем, Marvel извлёк уроки из лучших из них – в «Железном человеке 2» – и этот подход стал довольно стандартным в современной MCU.