В современную эпоху Интернета каждый может выражать свое мнение на огромную аудиторию обо всем, и, особенно когда речь идет о развлечениях, люди не стесняются делиться этим мнением. Особенно в этом плане развился такой феномен как фэндом, что стал очень громко заявлять о предложениях в области кино и телевидения – и это не всегда идет на пользу производителям контента.
«Токсичный фэндом» также становится все более громким: так называемые «суперфанаты» различных франшиз и одиночных проектов становятся все более язвительными в своих комментариях. Эти комментарии часто приводят к негативным последствиям не только для фэндома в целом, но и для тех, кто участвует в создании фильмов и телевизионных проектов, против которых направлены кампании, – от сценаристов, актеров и режиссеров до студий и их прибыли.
Недавно издание Variety сообщило, что студии начинают собирать «специализированный кластер фанатов для оценки возможных маркетинговых материалов для крупного проекта франшизы», чтобы решить эту проблему. Это похоже на странную специфическую фокус-группу, которая может иметь не самые лучшие намерения, и, трудно сказать,что это правильный способ для студий решать более серьезные проблемы, связанные с обратной реакцией фэндома.
Согласно отчету портала, один из руководителей студии объяснил, что группы могут, если они проводятся в нужный момент разработки проекта, изменить его – предположительно, на основании жалоб так называемых фанатов: «Если это достаточно рано и фильм еще не закончен, мы можем внести такие изменения». Именно часть, касающаяся изменения проекта на основе реакции немногих фанатов, и является проблемой. Такие фокус-группы или тестовые просмотры не являются чем-то новым в сфере развлечений. Также нет ничего нового в том, что проекты изменяются, дорабатываются или даже вовсе откладываются после получения ограниченного числа отзывов зрителей.
Проблема заключается в том, что эти группы могут быть сосредоточены вокруг «токсичных» фанатов и, следовательно, могут не дать точного ответа о реальном качестве того, что рассматривается. Когда речь заходит о негативной реакции фанатов на проект франшизы, редко случается так, что «все это ненавидели» объединяет различные части фэндома, когда делается особенно непопулярный выбор. Чаще всего ответная реакция, с которой пытаются бороться студии, ограничивается теми фанатами, просто громко заявляют о себе. Они ругают не столь конкретный проект, сколько движут личными предубеждениями: их не волнует, действительно ли что-то хорошо или плохо; их волнует только то, соответствует ли личным ожиданиям.
Конкретный недавний пример – сериал «Аколит» (The Acolyte). Вышедший летом этого года проект был в целом хорошо принят прессой, но еще до выхода некоторые зрители открыто заявляли о ненависти к нему. В частности, сериал критиковали за излишнюю инклюзивность. Критики выражали недовольство тем, что создателем является женщина, Лесли Хэдланд. Еще больше жалоб было направлено на расовое разнообразие актерского состава. В частности, звезда Амандла Стенберг столкнулась с расистскими выпадами, в результате чего актриса выпустила музыкальный клип с ответом. И когда «Аколит» в итоге был закрыт, Стенберг не была этим удивлена, рассказав о «буйстве ярости», с которой актеры столкнулись с момента анонса шоу.
И даже когда сериал дебютировал, часть фанатов продолжала токсичное поведение, в какой-то момент выйдя из себя из-за появления джедая Ки-Ади Мунди в четвертом эпизоде. Поклонники даже угрожали команде фан-страницы Wookieepedia во имя «защиты» канона «Звездных войн», но... на самом деле это появление не противоречило и не нарушало канон по большому счету. Это был просто забавный момент, который служил данью уважения в сторону фанатов «Звездных войн», не более того. Суть в том, что вместо того, чтобы предложить ценную критику по поводу некоторых элементов сериала, которые не сработали или которые им не понравились – таких, как проблемы с темпом или фактическим написанием – часть фэндома приняла мрачное направление и перевела ярость на личности, и похоже, что именно к таким «фанатам» студия хочет прислушаться, а не отстраниться.
К сожалению, «Аколит» – не первый подобный случай во франшизе «Звездные войны», которая, кажется, имеет разных поклонников. Мы видели, как это произошло с сериалом про Оби-Вана Кеноби в 2022 году, когда в соцсетях ругали Моусес Ингрэм. В 2017 году с чем-то похожим столкнулась Келли Мари Трэн. Подобное не обошло киновселенную Marvel, «Властелина колец: Кольца власти», «Бриджертонов» и «Дом дракона».
Вполне обоснованная критика имеет место быть. У некоторых представителей фэндомов были обоснованные замечания к сериалу «Аколит» по поводу диалогов, темпа истории и шаблонности. То же самое касается любой франшизы: что-то работает, что-то нет, но даже при наличии недостатков нужно уважать труд создателей. Критике есть место. А вот чему нет места, так это жалобам только потому, что что-то отличается или выходит за рамки личного мировоззрения. Чтобы франшизы расширялись и эволюционировали, они должны расти и меняться.