«Хеллбой: Проклятие горбуна» вернул на большие экраны знаменитого героя. По этому случаю мы вспомним о тех изменениях, которые привели серию в руки режиссера «Адреналина».
Это история о людях неиссякаемой креативности и препятствиях, которые им приходилось преодолевать на пути к собственному видению.
Со страниц
Первая остановка – 1982 год. Майк Миньола, начинающий иллюстратор комиксов, выпускается из художественного колледжа в Калифорнии и начинает строить свою карьеру. Год спустя он уже работает с Marvel над сериями про сорвиголову и железного кулака в качестве контуровщика. Чуть позже получает повышение до художника и рисует комиксы про Халка и Ракету.
В конце 80-ых он переходит в DC, где рисует культовую обложку для «Смерти в семье» Бэтмена и отмечается в работе над «Готэмом в газовом свете» – ван-шотом, густо вдохновленным произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта. Миньола оттачивает собственный стиль, который позже будут описывать как «смесь немецкого экспрессионизма с Джеком Кирби».
В 1991 году, скучая на комик-коне в Сан-диего, Майк рисует причудливый эскиз демона, похожего на кабана, с кистенем в руке и рыбой за поясом. На бляхе ремня Миньола пишет звучное «Хеллбой».
Эта забавная зарисовка засела в голове у иллюстратора, и позже, в 1994 году, он объединяется со сценаристом Джоном Бирном, известным по «Людям икс» и «Фантастической четверке». Они вдохновляются ирландским фольклором, бульварными романами про копов и рассказами Лавкрафта, прогоняют это через фирменную рисовку Майка и получают мини-серию «Хеллбой: Семя разрушения», которое повествует о двухметровом демоне Хеллбое и его коллегах – пирокинетике Лизе и амфибии Эйбе Сапиене – они расследуют смерть приемного отца демона от рук загадочных людей-жаб, в процессе сталкиваясь с семейным проклятием, нацистами и Григорием Распутиным, который собирается призвать в мир хтонических древних богов.
«Семя разрушения» – комикс густой атмосферы, наполненный грубой, практически готической рисовкой и динамичным повествованием. Хеллбой в нем представлен умным, но вспыльчивым агентом с многолетним стажем полевой работы, который хорошо понимает свои слабые и сильные стороны и умеет грамотно импровизировать.
Мини-серия оказалась финансово успешной и получила две премии Айснера, что позволило Миньоле отказаться от работы иллюстратором по найму и сконцентрироваться на собственном творчестве под крылом Dark Horse Comics.
Еще в 1992 году Майк поработал иллюстратором для экранизации «Дракулы» Френсиса Форда Копполы, и, помня о прошлых успехах, в 2002 году он попадает на съемки «Блейда 2» в качестве концепт-художника. Здесь он встречает своего знакомого режиссера – мексиканца по имени Гильермо Дель Торо.
На экран
Отмотаем время назад – следующая остановка – Гвадалахара, штат Халиско, Мексика. 1964 год. В семье правоверных католиков рождается Гильермо Дель Торо Гомес, будущий продюсер, сценарист и кинорежиссер. Кино он увлекся еще в детском возрасте, когда украдкой посмотрел «Тварь из черной лагуны» – классический американский ужастик. С тех пор образ чудовищной амфибии запал в сердце Гильермо, и он стал нагонять упущенные за годы жизни в консервативной семье жемчужины западного хоррора.
В более зрелом возрасте, когда Дель Торо уже научился управляться с камерой, он начинает обучаться созданию грима у Дика Смита, автора спецэффектов к культовому «Изгоняющему Дьявола» Уильяма Фридкина. Проработав в этом департаменте около 10 лет, Гильермо выпускает свой дебют: расхваленный мексиканскими критиками хоррор «Хронос». Успех позволил ему пробиться в голливуд, где он снял «Мутантов», а позже триумфально вернулся в мексику с метафорическим ужастиком «Хребет дьявола».
Все это время режиссер зачитывается комиксами про Хеллбоя и грезит экранизацией. Два творческих видения сошлись: паранормальщина, монстры, мифология, амфибии и Лавкрафт (Дель Торо до 2012 года хотел поставить фильм по «Хребтам Безумия»). В 1998 году Гильермо и Майк Миньола даже питчили вариант экранизации «Семени разрушения», но студии не увидели в супергероике коммерческого потенциала.
Все изменилось с выходом «Людей Икс» Брайана Сингера. Успех фильма про мутантов вернул голливудским игрокам веру в то, что супергероика может зарабатывать деньги, поэтому в производство быстро запустили сиквел «Блэйда», куда и залетел мексиканский постановщик.
Успех «Блэйда 2» развязал руки и Гильермо Дель Торо, и Майку Миньоле. Они представили новый драфт, и его согласились финансировать в недавно открытой Revolution Studios.
Герой из пекла
За основу экранизации взяли «Семя разрушения», но в процессе работы история почти полностью отошла от изначального сюжета. Дель Торо привлек к производству лучших мастеров практических эффектов, потому что с самого начала решил использовать компьютерную графику по минимуму. И режиссер, и автор комикса четко видели в главной роли Рона Перлмана, который уже играл в «Мутантах». Студия хотела заполучить кого-то более известного – всплывали имена Вина Дизеля и Николаса Кейджа (вот это был бы фильм), но режиссер отстоял свой выбор. Также студия хотела, чтобы Хеллбой работал по принципу Халка – был бы обычным парнем, который превращается в демона во время вспышек гнева. Ради того, чтобы воплотить оригинальную задумку Миньолы, пришлось пожертвовать уже отснятыми эпизодами с якобы документальными свидетельствами геройств рогатого. В целом, производство прошло без сильных скандалов. Удивляет, разве что, история Дага Джонса – актер, сыгравший Эйба, которому приходилось по 7 часов сидеть в кресле гримерной каждый съемочный день, не понравился студии. Точнее, им не понравилось то, как он озвучил своего персонажа, поэтому они пригласили на переозвучку более популярного на тот момент актера Дэвида Хайа Пирса. Тот понимал, что делает меньшую часть работы, поэтому отказался от своего имени в титрах и от участия в пресс-турах.
Фильм вышел 30 марта 2004 года и собрал посредственную кассу в 98 миллионов долларов при бюджете в 66. Однако позже он добрал свое в домашнем прокате, что позволило задуматься о сиквеле.
При этом «Хеллбой» получил вполне приличную прессу, и, надо сказать, что это заслуженно. От «Семени разрушения» здесь почти ничего не осталось – разве что фигура главного злодея и общие характеристики персонажей. Несколько сюжетных веток были взяты из других серий – «Пробуждение дьявола» и «Правой руки рока», линию романа Хеллбоя и Лиз режиссер выдумал сам. Он назвал ее «красавицей и чудовищем наоборот» – по его задумке, Лиз в конце делает сознательный выбор превратиться из красавицы в чудовище, чтобы полюбить Хеллбоя.
Тема выбора в целом является магистральной: главному герою надо принять либо сторону своей натуры – демона апокалипсиса – либо сторону своего воспитания – защитника людей. Это подчеркивается и углубленной фигурой приемного отца Хеллбоя, которого в оригинальном комиксе убивают на первых страницах, а в фильме он получил широкую наставническую роль. Выбор многократно иллюстрируется даже на визуальном уровне – камера постоянно делает акцент на образах лабиринта.
При этом с визуальной точки зрения фильм едва ли наследует стиль Миньолы. Придерживаясь похожей готической стилистики, Дель Торо переводит тон в более легкий и комедийный, похожий на «Людей в черном» или «Лигу выдающихся Джентльменов». Этому способствует и упор на практические визуальные эффекты, которые, при не слишком большом бюджете, придают фильму слегка китчевое ощущение.
Золотая армия
Дель Торо и компания хотели взяться за сиквел сразу после оригинала, и выпустить его в 2006 году, чтобы в 2009 уже закончить с трилогией (да, «Хеллбой» задумывался трилогией). Но из-за пертурбаций внутри студии взяться за проект удалось только в 2007, когда режиссер вместе с Миньолой сел писать сценарий. Они быстро отбросили идеи адаптации какой-то из существующих серий, решив написать оригинальную историю, основанную в большей степени на сказках и фольклоре. Съемки прошли без эксцессов и уложились всего в 8 месяцев, сам фильм вышел 28 июля 2008 года. Он тоже отбился со скрипом: собрал 160 млн долларов при бюджете в 85 и окупился в домашнем прокате. При этом критика у сиквела существенно лучше, чем у первой части.
И это опять заслуженно: вторая часть по всем параметрам если не превосходит, то остается на уровне первой. Во-первых, сюжет теперь крутится вокруг загадочной золотой армии, которую хочет заполучить эльфийский принц, чтобы развязать войну с землянами в качестве мести за прошлые обиды. Злодей не только получился более харизматичным, но и прокачался по части боевой хореографии – смотреть за экшеном во втором «Хеллбое» – одно удовольствие.
Размах завязки позволил показать больше фэнтезийных вещей, таких как сцена на рынке. А из-за того, что эффекты опять лежат на плечах аналоговых мастеров, каждый сказочный персонаж становится осязаемым и живым.
Ощущение китча при этом исчезло, потому что в снятом между двумя «Хеллбоями» «Лабиринт Фавна» позволил Гильермо Дель Торо отточить свой визуальный стиль до пика. «Хеллбой 2: Золотая армия» вобрал в себя лучшее и от Миньолы, и от Дель Торо. Казалось, что мир ждет завершение одной из самых самобытных трилогий последних 10 лет.
Под откос
Однако мы так и не увидели эпический финал истории «Хеллбоя» Дель Торо. В 2010 режиссер был занят возможными съемками «Хоббита», из которых позже вышел. Потом он переключился на «Тихоокеанский рубеж», который снимал уже на другой студии. Несмотря на сдержанно-позитивные отзывы о сценарии третьей части похождений героя из пекла, в 2013 году Майк Миньола охарактеризовал возможность выхода фильма как «маловероятную».
В 2014 году Гильермо Дель Торо описал на реддите примерную сюжетную канву триквела, которая была самой мрачной и масштабной из трех. В ней Хеллбою предстояло бы принять свою демоническую натуру и стать всадником апокалипсиса, ради того, чтобы спасти человечество. Режиссер отметил, что они с Миньолой прошли все студии, но никто не заинтересовался проектом.
Времена изменились: домашний прокат ушел в прошлое, уступив место зачаткам стриминговых сервисов, поэтому у студий больше не было подушки безопасности. Никто не хотел давать деньги на серию, которая дважды еле окупила свой бюджет.
Студия Legendary, с которой Дель Торо работал над «Тихоокеанским рубежом», могла бы профинансировать проект, если бы сиквел фильма про мехов и кайдзю окупился бы в прокате. Однако сделка сорвалась после того, как постановщик покинул проект.
В 2017 году анонсировали перезапуск франшизы с Нилом Маршаллом (Автор около-культового «Спуска» и пачки посредственных ужастиков) у руля и звездой «Очень странных дел» Дэвидом Харбором на главной роли. Тогда же в твиттере Дель Торо написал, что «Хеллбой 3» 100% не состоится.
В 2019 году вышел ребут, который с треском провалился в прокате и собрал множество негативных отзывов. Отмечали посредственный сюжет, плохой экшен и заезженный сценарий. Не спас даже хайп «Очень странных дел».
В 2022 году Рон Перлман заявил, что все еще готов закончить трилогию вместе с Дель Торо, игнорируя неудачный ребут, если у них получится найти финансирование. Однако сам Гильермо, который с выхода супергеройского сиквела успел получить по оскару за «Форму Воды» и «Пиноккио», кажется, не стремится возвращаться во франшизу: следующим его фильмом должна стать новая интерпретация классического «Франкенштейна», а после он планирует сконцентрироваться на анимационных проектах. Трудно это признавать, но, похоже, с каждым годом мы все дальше от завершения трилогии «Хеллбой» Гильермо Дель Торо.
В 2024 году вышел новый, никак не связанный с другими, фильм про адского спецагента: «Хеллбой: проклятие горбуна», основанный на одноименном комиксе Майка Миньолы. В режиссерском кресле – Брайан Тейлор, один из режиссеров дилогии «Адреналин» и «Призрачного гонщика 2». Пресса у проекта неважная, но мы все же получили что-то получше перезапуска 2019 года. С этой франшизой – уже победа.