Ни для кого не секрет, что «Мстители: Финал» оказался чрезвычайно успешным в кассах, и отныне именно творение Marvel является самым кассовым фильмом в истории кинематографа. И, как ни странно, такие показали доказывают Джеймсу Кэмерону, режиссёру «Аватара», что продолжение его хита 2009 года может также оказаться весьма успешным.
Впервые Кэмерон стал режиссёром самого кассового фильма за всё время в 1997 году, когда его «Титаник» превзошёл «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, а затем снова в 2009 году, когда «Аватар». Но с релизом «Мстителей: Финал» изменение в первой строчке лидеров было лишь вопросом времени, что в итоге и произошло.
Действия «Аватара» происходили на Пандоре, далёкой планете, где добывались ценные минералы. Там, люди могли войти в её ядовитую атмосферу, используя ментальные связи с телами, генетически проектированными для имитации местных жителей, На’ви. Морпех с параличом Джейк был назначен управлять одним из этих аватаров для сбора информации о клане На’ви и впоследствии клан стал родным для него, когда он начал ценить симбиоз, с которым существует вся жизнь на Пандоре, обращаясь против своих бывших работодателей. Кэмерон работает над серией сиквелов с 2010 года, первый из которых изначально он хотел выпустить в 2014 году, но производство столкнулось со значительными задержками, частично из-за технологий захвата, которых тогда особенно не было, в частности, для съёмок под водой.
Извести об ободрении Кэмерона успехом «Финала» пришло из отчёта Deadline. Во время интервью о создании сиквелов к его научно-фантастическому боевику его спросили о том, как он отреагировал на свержение «Аватара» с вершины самого кассового фильма всех времён. На что Кэмерон ответил с облегчением, а не недовольством. Поскольку за десять лет, прошедших с момента релиза «Аватара», привычки людей в кино сильно изменились – в частности, продолжающийся рост потоковых сервисов, дающим многим людям достаточно возможностей просмотра кино дома – он был обеспокоен тем, что сиквелы «Аватара» могут быть обречены на провал, поскольку людям это может быть не интересно. Тем не менее, успех «Мстителей: Финал» доказал, что по-прежнему существует жизнеспособный рынок для фильмов с большим бюджетом, поскольку не было бы способа заработать столько денег, сколько он сделал, если бы люди не приложили усилия, чтобы посмотреть его – и иногда даже по десятку раз.
Действия сиквела «Аватара» происходят после концовки первой части, когда Джейк и его семья На’ви путешествуют по Пандоре и встречаются с разными кланами, в частности с Меткаина, которые основаны на культуре мастеров-навигаторов микронезийских островитян по сравнению с культурой коренных американцев, которым были вдохновлены На’ви в первой части. Их исследовательская жизнь прерывается, когда человеческие вооружённые силы возвращаются, и Джейк снова вынужден сражаться, чтобы защитить свой дом и свой народ.
Можно долго рассуждать о финансовом успехе, как «Мстителей: Финал», так и «Аватара». Отчасти успех четвёртых «Мстителей» был в том, что это был завершение и кульминация «Саги Бесконечности», состоявшей из, на тот момент, 21 фильма. Всё вело к этому фильму, все сюжетные нити были переплетены и связаны между собой. Между тем, большая часть успеха «Аватара» была обусловлена удачным моментом его релиза, когда появился интерес к возрождению фильмов в формате 3D и функциям CGI, который на тот момент практически достигли своего пика. Кроме того, технология захвата движения значительно улучшилась. По общему признанию, «Аватар» принято считать визуально ошеломляющим фильмом и техническим чудом, несмотря на посредственное повествование. И если «Аватар 2» станет таким же успешным, он не может полагаться только на визуальные эффекты, чтобы продать его, и история должна быть куда более убедительной.