Предлагаем вашему вниманию гид по спектаклям самого известного независимого российского театра. В репертуаре маленького театра, расположенного на улице Ленина в Екатеринбурге более 60 постановок. Даже на гастроли, которые каждый год проходят в Москве и Петербурге с неизменными аншлагами, Коляда-театр привозит от 30 до 50 спектаклей! Николай Коляда ставит спектакли и по классике, и по своим собственным пьесам. Важно понимать, что они очень отличаются друг от друга. В спектаклях по собственным пьесам режиссер погружает зрителя в повседневную обстановку: действие происходит в обычной квартире, шиномонтажке, на улице... Сквозь юмор веет русской тоской и житейской безысходностью. Надеемся, что все собранные здесь впечатления помогут разобраться тем, кто еще только собирается познакомиться с этим уральским феноменом. А что думает о своем театре (и не только) сам Николай Коляда, вы можете узнать из нашего интервью.
«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
Н.Коляда по мотивам Н.Гоголя, реж.Н.Коляда (2018)
Вольный перевод Гоголя на язык Коляды. Неоконченная история про отставного поручика, мечтавшего об ордене, в этой постановке обрела вполне четкий финал.Сначала зал сотрясают приступы хохота, потом случается сеанс коллективной медитации, когда все завороженно наблюдают за «картинкой» на сцене (резиновые рыбы, веники, сакура и прочая визуально-оглушающая пестрота), а в конце вдруг накрывает тоска и безысходность. Остается лишь глотать ртом воздух вслед за превратившимся в рыбу Шпонькой-Ягодиным и аплодировать.
«Дыроватый камень»
Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2016)
Три учительницы на пенсии собрались у одной из них на даче. Веселятся, ссорятся, грустят о былом и флиртуют с соседом. Здесь много динамики, нелепых перепалок и комичных эпизодов. Однако временами от этого юмора можно зарыдать. Это история о том, что жить хочется в любом возрасте, и любить хочется и в 40 лет, и в 60, а время неумолимо летит... «Живите! Здесь и сейчас! Иначе будет поздно», – будто кричат в зал герои спектакля.
«Трамвай «Желание»
Т.Уильямс, реж. Н.Коляда (2009)
Возможно, не самая мрачная пьеса Теннеси Уильямса, но точно самая известная. Алкоголь, безумие, насилие и разбитые надежды - если перенести действие из рабочего американского квартала в условный Вторчермет (название района Екатеринбурга, ставшее нарицательным), смотреть на сцену становится совсем невыносимо.
Олег Ягодин в роли Стенли отвратителен просто на уровне рецепторов, Бланш (В.Маковцева) невротична и несчастна, как ей и подобает быть. Все второстепенные персонажи очень убедительны. Хочется поскорее сбежать от этой беспросветности и безысходности, но почему-то остаёшься...
«Горе от ума»
А.С. Грибоедов, реж. Н. Коляда (2018)
Грибоедовские персонажи шагнули во времена сегодняшние и составили парад новых архетипов. Фамусов – ленив и ездит в магазинной тележке с самогонным аппаратом в обнимку. Скалозуб стал завзятым спортсменом. Молчалин – лихой мачо. А Чацкий – подвижный как ртуть чудак с заграничными замашками. Эти новые обитатели Москвы также сплетничают, таскают за собой ждунов и их хороводы вызывают к жизни Ленина. (В труппе есть актер, который вылитый Ильич. Без грима). В постановке много остроумных находок, драйва и энергии молодых актеров. Зал хохочет до слез и на зеркало, поставленное перед зрителями, никто не обижается. А видят ли?
«Гамлет»
У.Шекспир, реж.Н.Коляда (2007)
Никого не жалко. Ярмарка уродцев, среди которых бродит растерянный Гамлет (О.Ягодин). Клавдий пытается отмыться от крови, стоя в огромной пластиковой ванне, Гертруда гадает на свиных ногах, Офелию тащит на дно поводок, намотанный на гамлетовское запястье. Грим методично размазывается по лицам, костюмами служит диванная обивка, мусор и грязь на сцене…И лишь тень отца Гамлета (сам Николай Коляда) безуспешно пытается спасти этот мир, прилаживая перья из своих крыльев на картины на стенах.
«Между небом и землей жаворонок вьется»
По пьесам Н. Коляды «Бесы» и «Дудочка», реж. Н. Коляда (2018)
Две истории – церковная и светская, но от обеих веет сюрреализмом (трудно представить, что в наши дни где-то подобное может случиться). Четыре человека, воплощённые двумя блестящими актёрами (Олег Ягодин и Константин Итунин). Натурализм до омерзения, экспрессия до бросания грязью, клиническое сумасшествие до оцепенения. Но земля словно уходит из-под ног и у тебя больше нет незыблемой веры в бога, в семью, в человека…
«Оптимистическая трагедия»
В.Вишневский, реж.Н.Коляда (2018)
В советские годы эта пьеса была чем-то вроде агитки, воспевающей трудные, но прекрасные революционные годы (юная комиссар, попавшая на военный корабль, погибает в финале, но знамя партии и революции уже гордо реет). Николай Коляда попытался показать, что же стало «с Родиной и с нами», задуматься над происходившим тогда и расставить другие акценты. Впечатляющая сценография (волна, превращающаяся в каток), коллективные шаманские танцы, хозяйственное мыло, как символ 70летнего существования советской власти. Быдловатые матросы и комиссар с плюшевым зайцем-брелоком. Оглушающее и яркое режиссерское высказывание.
«Вишневый сад»
А.П.Чехов, реж. Н.Коляда (2009)
Излюбленная сценой пьеса в постановке Николая Коляды – про прошлое, современное и будущее, а главное – про очень русское. Этот «Вишнёвый сад» настолько гротескный, яркий и настоящий, что становится душно и жутковато от всей этой правдивости на сцене. Здесь нет какой-то иерархии в героях – все равные и какие-то до одури несчастные, никчемные и порочные. В этом, казалось бы, обличительном спектакле очень много любви и нежности к героям. Жесткий фарс граничит с ласковым обращением, порой выливаясь в абсолютно прекрасные трогательные сцены. Это самый настоящий «Вишневый сад». Он «здесь и сейчас», а не когда-то там, в начале 20 века.
«Ревизор»
Н.Гоголь, реж. Н.Коляда (2005)
РевИзор, инкогнИто с предпИсаньем и прочие раздражающие неправильные ударения. Олег Ягодин (Хлестаков) валяется в грязи и спит в кастрюле. Калоши, телогрейки, тряпки, ведра и грядки с луком. Но Гоголь узнаваем – грязь, пьянство, нищета и дураки-чиновники.
«Большая Советская Энциклопедия»
Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2012)
В квартире умершей старушки встречаются трое, которые при других обстоятельствах вряд ли бы встретились и тем более вряд ли бы выворачивали друг перед другом душу. Житейские склоки перетекают в размышление, что ждёт человека после смерти. На стопках узнаваемой БСЭ разбиваются мечты и рушатся надежды, а смерть порой выглядит куда привлекательней жизни. Жадность и подлость, любовь и одиночество, отношение к юродивым, взаимоотношения полов и простое сострадание – основные темы этого спектакля.
«Змея золотая»
Н. Коляда, реж. Н. Коляда (2017)
Деньги как змей-искуситель в лице несчастной богачки вползают в убогий мир шиномонтажной мастерской и губят морально и физически невинных детей. Эта шиномонтажка выглядит как крохотный макет страны, где повзрослели дети лихих 90-х. Они хотят лучшей жизни и стремятся к побегу как крысы с тонущего корабля. Однако все ли в жизни можно купить? Тут есть русская попса, завораживающие несуразные танцы с автопокрышками, «падающие» с видеопроектора на сцену слова пьесы и отрезвляющие слова тети Любы о том, что и с самого дна можно подняться и дальше жить.
«Капсула времени»
По пьесам Н. Коляды «Капсула времени» и «Трёхглазка», реж. Н.Коляда (2018)
Молодые актеры Алиса Кравцова и Антон Макушин играют сначала пожилую супружескую пару, потом – бывших супругов лет 40, которые встретились при случайных обстоятельствах лет через 20 после расставания. Однако и старики, и ещё достаточно молодые герои этого спектакли устали от жизни. Они осознают свои ошибки и понимают, что ничего изменить нельзя. И в чем смысл жизни тоже не понимают. У них вопросов больше, чем ответов. Возможно, их найдут зрители, или просто узнаю себя в героях.
«Долорес Клейборн»
С. Кинг, реж. А. Сысоев (2006)
Сильный моноспектакль Веры Цвиткис без привычных ужасов, к которым нас приучили экранизации Стивена Кинга. Тут обычная женщина просто рассказывает о себе. Жизнь подкинула Долорес непростую задачку, и она совершила преступление. Но анализировать ситуацию её заставила совсем другая история. Бельевые верёвки, намокшие газеты и невероятный свет трепетно передают шёпоты и крики её жизни.
«Научи меня любить»
Е. Бронникова, Р. Дымшаков, реж. Н. Коляда (2018)
Спектакль затрагивает очень осуждаемую общественным мнением тему – роман учительницы и ученика. Но у героев этой истории в итоге ничего не вышло. В форме телевизионного ток-шоу с характерными аплодисментами, негодованием и смехом в студии показан женский монолог. Из откровенного диалога с долго отсутствовавшим братом выстраивается мужская «версия» произошедшего. Где-то смешно, где-то грустно, местами не совсем правдоподобно, но мило.
«Крест, кладбище, камея»
По пьесе Н. Коляды «Моцарт и Сальери», реж. Н. Коляда (2018)
Успешный бизнесмен приходит в гости к известному кинорежиссёру якобы обсудить кинопроект. На самом деле молодой человек решил закрыть гештальт – отмстить за обиду, полученную в этой квартире несколько лет назад. Битая посуда, разбросанные книги, стрельба, выброшенные ключи накаляют обстановку как в хорошей мелодраме, а создаваемая на истерике интерпретация истории о Моцарте и Сальери не даёт ни на минуту расслабиться.
«Маскарад»
М. Ю. Лермонтов, реж. Н. Коляда (2012)
Н. Коляда когда-то сказал, что немного подправил 21-летнего автора, что правда. Фирменный прием разделения постановки на две части в этот раз ненатужно уравновесил балаган/стеб и драму/трагедию. На это сработали и музыка из «Любовного настроения» Вонга Кар-Вая, под которую начинается закручиваться действие и удачно найденная тема Макса Раабе «Oops … I did it again». И все, что делает светская толпа как действующее лицо – звериные морды на фотографиях, покрывающих сцену; марионетки со злыми лицами, проникающие даже в кринолин Нине. И, конечно, О. Ягодин (Арбенин), который может все, в маске и без. Его герой – не литературный, а живой характер, и да, – это романтический герой (в 2019 году!!)
«Фальшивый купон»
по мотивам повести Л.Н. Толстого, реж. Н. Коляда (2016)
В соавторах у Льва Николаевича – Н. Коляда и его ученица Е. Бронникова. На сцене «великий русский народ», которого граф недолюбливал, а режиссер не любит, когда артисты его изображают. Обработанный сюжет и дописанный положительный герой живут уже четыре года. В незаконченной повести Толстой мучительно писал положительного героя из народа – кающегося душегуба, в границах сюжета о передаваемом фальшивом купоне. Толпа на паперти, она же/такая же – на этапе, поет каторжные песни, как молитвы, но ударяя кулаком в пол. Муторно и страшно. На сцене черти, единственный душевный человек проститутка, а тот, кто должен быть положительным героем – повесился. Такой большой русский ужас.
«Пиковая дама»
А.С. Пушкин, реж. Н.Коляда (2016)
Короткая повесть солнца русской поэзии стала 3-х часовым действием в духе «что русскому хорошо, то немцу смерть» – буквально. Практически все произносится по-немецки и по-русски, по два раза. Петербургский анекдот превратился в карикатуру на западников (точнее, на германофилов). Плейлист включает Oh, du lieber Augustin (Ах, мой милый Августин), Wenn die Soldaten (Дойче солдатен), «Ночь светла» и «Утро туманное» – и до 7-й симфонии Бетховена. 100 штук трех-литровых банок на сцене с чем-то разноцветным и пенистым и чуть ли не единственный спектакль, где есть занавес (на самом деле это балдахин).
«12 стульев»
Ильф и Петров, реж. Н.Коляда (2017)
Кисы, кошки, коты и котята заполоняют сцену. В песнях, в декорациях, в реквизите, в костюмах персонажей. Два бродячих кота – Киса и Ося проживают всем известную историю под бесконечную череду песен: советских и эмигрантских, фольклорных и эстрадных, здесь вам и шимми, и «Яблочко», и оперетта, и романс, и Кальман, и Моцарт. Странным образом (без отступления от текста) история поиска сокровищ переплетается с историей самого Николая Коляды.
«Женитьба»
Н.Гоголь, реж. Н.Коляда (2007)
Русская-народная охота на невесту, даже не охота, а птичье токование. Потенциальные женихи – Анучкин, Жевакин и Яичница – в павлиньих перьях, с привязанными к животу и спине подушками, и крышками от самоваров на головах, пытаются завлечь бедную птичку Агафью Тихоновну. Среди этого птичьего царства бродит Подколесин, периодически падая в обморок от громких звуков. На сцене всё в рушниках, самоварах, бюстах и портретах русских классиков. Слуги поют оперные арии и, конечно, танцуют все.
«Суп-театр»
Николай Коляда собственноручно готовит суп, угощает зрителей и рассказывает о своем театре. А актеры показывают что-то вроде капустника: танцуют, поют, показывают небольшие сцены из спектаклей и играют со зрителями в ладушки. Вы узнаете как кого зовут, кто играет какие роли, кто снимает свой фильм, а кто ждет прибавления в семействе. Это забавно, здорово и чрезвычайно заразительно. Все это называется «Суп-театр».
В составлении гида принимали участие: Алейнова Наталия, Гуковская Анастасия, Замятина Юлия, Мануйлович Наталия, Смолякова Анна.