Свет медленно приглушается до полного обнуления фотонов в зале. Все замолкают и устремляют внимание на сцену. Там все четче становится приметен гроб. И это никого не пугает, все совершенно нормально. На экране позади прибрежные морские волны дают понять, что действие происходит в жаркой стране. Сцена – это двор, где по краям жилые двухэтажные дома, обвитые виноградом. Пожилая женщина Сара (Елена Санаева) интересуется с утра пораньше, спит ли Берта Соломоновна (Ольга Гусилетова/Анастасия Спектор)? Молчание в ответ совсем ее не останавливает и не смущает, поэтому тихий спящий двор снова озаряется громким вопросом. После нескольких попыток уже все успели проснуться и поворчать. Даже «покойник» вскочил и высказался по этому поводу. Проснулись все, кроме Берты Соломоновны.
Так задается тон всего последующего сюжета спектакля «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» в театре «Школа современной пьесы». Вся повествовательная нить целиком и полностью состоит из анекдотов, адаптированных для цельного сюжета, поэтому к этому нужно быть готовым. Действительно, а как иначе передать «еврейский» юмор, если не через их анекдоты?
– Доктор, как зовут того немца, от которого я без ума?
– Альцгеймер, Сара Моисеевна.
Тут есть все краски юмора – от частушек, которые заставляли зал подпевать легко запоминающийся припев, до матерных анекдотов. Последние совсем не резали слух, а, наоборот, даже больше нравились залу. Каждое такое «красочное» слово сопровождалось громким перебивающим криком чайки (Елена Санаева), что было естественно слышать, ведь действие, напомню, происходит в жаркой стране на берегу моря. Использование мата приемлемо, ведь анекдот без этого литературного штриха мог быть совсем неправдоподобным или, тем более, несмешным. Поэтому тем замечательнее, что режиссер спектакля Иосиф Райхельнауз намеренно сделал диалоги оригинально народными.
(Ориг.)
Приходит Вовочка к отцу и спрашивает:
– Папа, а что такое виртуальная реальность?
– Подойди сынок к каждому члену из нашей семьи и спроси, готовы ли они переспать с негром за 1 миллион баксов.
Подходит Вовочка к маме:
– Мама, а ты готова переспать с негром за 1 миллион баксов?
– Конечно готова! Деньги-то вон ведь какие огромные!
Затем подходит к бабушке:
– Бабуль, ты готова переспать с негром за 1 миллион баксов?
– Конечно внучок, такие ж бабки усю жизнь копить можно!
Потом к Деду:
– Дед, ты готов переспать с негром за 1 миллион баксов?
– Естественно!
Возвращается Вовочка к отцу, говорит мол все согласились. Ему отец и отвечает:
– Вот Вовочка смотри. Виртуально мы имеем 3 миллиона баксов, а реально - две шлюхи и деда пидораса.
Иногда переходы между действиями резкие, будто в сценарии стоят жирные точки. Это связано с тем, что анекдоты читают подряд и не все их свяжешь общим событием. Да и каждый короткий диалог сразу стоит воспринимать как нечто такое, после чего нужно будет смеяться. Это не утомляет, но и не всегда пробивает на необходимую эмоцию.
Действие совсем не связанно с похоронами, как можно было бы догадаться из названия. Даже несмотря на то, что на сцене есть и гроб, и ночующий в нем старик (Владимир Шульга). «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» – это всего лишь емкое предложение, которое заключает в себе одновременно и юмор еврейского народа, и их взгляды на жизнь.
– Как дела у Мойши?
– Он умер!
– Умер-шмумер, лишь бы был здоров!
Каждый житель этого двора играет важную роль. Создателям явно хотелось уместить в спектакль абсолютно все знаковые анекдоты. Обязательно нужно сказать и про Софочку, и про Рабиновича, и про Мойшу, также и раввинов нельзя обойти стороной. От зачастую быстрой перемены действий зал успевал реагировать на анекдот только в середине следующего. Что делало эти моменты еще смешнее.
Основная мысль «евреи, повсюду евреи» доносилась почти явно. Так, к примеру, после своего выступления актер ходил со шляпой собирать деньги у первых рядов. Не получив необходимого, он ясно сделал вывод: «Ну точно все евреи!». С этим не поспоришь и от этого уже не отказываешься.
«Умер-шмумер, лишь бы был здоров» – не стендап и не программа «Аншлаг». Это нечто другое, совсем новое. Любой зритель не останется равнодушным, даже если он не является целевой аудиторией такого посыла.
Литературная композиция, режиссура и сценография: Иосиф Райхельгауз
Ассистент режиссёра: Алина Кушим
Помощник режиссёра: Виктория Вязовская
Место: Школа современной пьесы
Продолжительность: 2 часа
Рейтинг: 18+