Смех традиционно ассоциируется с чем-то весёлым и радостным. Однако смеяться можно от смущения и замешательства, от ощущения безысходности либо ради приличия, чтобы не обидеть собеседника. Смех вызовет и чёрный юмор, да и люди, бьющиеся в истерике, часто безудержно смеются. Смех может быть живым и искренним, дежурным и наигранным, безумным и животным. Смеются даже шимпанзе и орангутаны (доказано наукой!). Природа смеха разнообразна, исследовать её с помощью хореографии решил Балет Москва в работе «Застывший смех», которая исполняется труппой современного танца.
Премьера спектакля состоялась в 2014 году. Постановку осуществили австрийцы хореограф Крис Херинг и композитор Андреас Бергер – основатели компании Liquid Loft, для которой принципиален синтез искусств. Liquid Loft славится работами на стыке совриска, танца и драматургии. Уникальным является то, что обычно музыка пишется по ходу создания спектакля. Так вышло и с «Застывшим смехом».
Музыкой стала звуковая дорожка, смиксованная с голосами артистов, которые заняты в этом спектакле. Сквозь саундтрек пробиваются обрывки фраз, звуки, иногда целые предложения. Можно догадаться, что сейчас рассказывают анекдот или историю из жизни, что-то странное или что-то про смех, поют песню или предаются воспоминаниям. Интересно, что Андреас Бергер не говорит на русском, то есть при написании музыки, он не понимал сказанного танцорами. Смысл для постановщиков не был первостепенным, важнее мелодика и ритмика голоса, поэтому и не всегда понятно, что сейчас говорят.
Однако в музыку проник собственный опыт артистов, от которого они отстраняются в танце. Они появляются сначала по одному, исполняя короткие сольные партии, потом выходят все вместе и к ним присоединяются ещё несколько артистов. Фрагменты, где задействован весь актёрский ансамбль, сменяют соло либо эпизоды пар или троек. Порой все вместе замирают, словно превращаясь в картинные полотна, затем оживают. Хореография низко выстроена, тут совсем нет прыжков. Плавные движения сменяют ломанные, статика может в один миг превратится в вихрь.
В спектакле есть строгая канва, заданная хореографом, и есть место для импровизации артистов. Персональная интерпретация ситуации, связанной со смехом, позволяет проявлять индивидуальность и добавляет многозначности действию. По сути каждый фрагмент может иметь несколько трактовок – кто-то может смеяться, а кто-то плакать. Таким образом, постановщиками было создано пространство восприятия, где зритель может поиграть со смыслами, поразгадывать «ребусы», но и, конечно, получить эстетическое наслаждение.
Хореография: Крис Херинг
Музыка: Андреас Бергер
Художник по свету: Томас Йелинек
Исполнение: современная труппа театр "Балет Москва"
Место: Центр драматургии и режиссуры на Соколе
Продолжительность: 1 час