Человеческая алчность, заискивание перед власть имущими, жажда лёгких денег, грех непрощения, отказ брать ответственность на себя, невольное соучастие в преступлении, пародия на современную журналистику… Всему этому и не только посвящён спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюррематта в Московском Новом драматическом театре.
На свою родину, в захолустный городок Гюллен приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян и привозит с собой гроб! Много лет назад Гюллен был богат, а Клара – бедна. У неё здесь был роман с Альфредом Иллом, который отказался признать отцовство их ребёнка, и Клара с позором уехала из города. Ребёнок умер, она занималась проституцией, но после ряда удачных замужеств, стала невероятно богатой, и теперь вернулась в Гюллен за правосудием. Она обещает дать горожанам миллиард за убийство Альфреда Илла, и гроб уже ждёт его!
Добропорядочные граждане Гюллена предложение Клары поначалу отвергают, но постепенно в каждом из них поселяется уверенность, что преступление кто-нибудь да совершит, и деньжищи у них в кармане. Горожане начинают совершать дорогостоящие приобретения в долг. Как сговорившись, весь город отоваривается в лавке разоблачённого Илла самыми дорогими продуктами, щеголяет в новых жёлтых ботинках и новых нарядах. Не могут устоять перед соблазном и полицейский, и священник, а потом даже дети и жена Илла.
Обстановка давит на него. Сначала он паникует, пытается искать защиты, ищет совета. Но новизна и беззаботность вокруг так и маячат перед глазами, венки к гробу несут и несут, журналисты оценивают обстановку и сочиняют красивую историю с постановочными фото… Илл просто покоряется судьбе. Экономика города терпит крах, атмосфера накаляется до предела, бургомист созывает общегородское собрание, где все (включая, зрительный зал) выносят смертный приговор Иллу. Клара выписывает чек и покидает город, оставляя его жить с этим.
Сценография лаконична и сера. В основном действие разворачивается на фоне мрачных городских ворот, заржавевших от времени, холодных как сердца живущих за ними. При необходимости они трансформируются в различные городские пространства. Возвышение в углублении сцены воплощает и железнодорожную станцию, и городскую площадь. Нет ни одного яркого пятна, кроме рекламы и этикеток в лавке Илла. Даже в лесу тут нет зелени и свежести – пороки горожан убили всё живое.
Актёрской команде очень живо удаётся передать всеобщие эйфорию и истерию, невозможность устоять перед соблазном и готовность в прямом смысле идти по трупам. И никого из героев ничуть ни жалко: ни беспечных горожан, ни ожидающего смерти Илла, ни не сумевшую простить Клару. Она тоже получает по заслугам: из бегающей с лёгкостью барышни вначале она превращается в едва передвигающуюся уставшую от жизни женщину с подряхлевшей красотой в финале. Одним словом, зло не приносит счастья никому.
Режиссер-постановщик: Вячеслав Долгачев
Художник-постановщик: Маргарита Демьянова
Художник по костюмам: Дарья Килочек
Режиссер: Наркас Искандарова
Балетмейстер: Анна Меловатская
Музыкальное оформление: Лариса Казакова
В ролях:
Екатерина Демидова, Сергей Бредюк, Александр Курский, Всеволод Шергин, Алексей Спирин, Олег Бурыгин / Анатолий Сутягин, Ирина Мануйлова / Татьяна Кондукторова, Екатерина Демакова, Борис Шильманский, Дмитрий Шиляев, Иван Ефремов, Дмитрий Светус, Роман Бреев, Николай Разуменко, Юрий Караулкин
Также в спектакле участвуют: Дарья Фомина, Марина Соколова, Наталья Гришагина, Маргарита Ефремова, Сергей Сахаров, Михаил Сохоров, Екатерина Демакова, Елизавета Рожанская
Место: Московский Новый драматический театр
Продолжительность: 2 часа 35 минут