Каждый взрослый, вспомнив своё детство, отметит, что долго тянулись уроки в школе или ночь, когда совсем не хотелось спать, что времени хватало на всё, и оно ещё оставалось. А сейчас, будучи взрослым, человек не успевает жить. Сутки за сутками просто пролетают, а существование часто похоже на сплошной день сурка. И зачем всё это, никто не расскажет. О времени в нашем постоянно ускоряющемся мире, смысле жизни и личной рефлексии рассказывает спектакль «Вербальное воскресение» в театре «Весь мир».
Постановка основана на одноименной книге Сергея Кладо, и строится, как отмечают создатели, «от философских стихотворений через детство автора к гротескной финальной сцене индустриального хаоса». С одной стороны, перед зрителем пролетает одна частная история, от раннего детства человека до зрелости, с его жизненным опытом и меняющимися взглядами. Но, с другой стороны, тут история каждого, с надеждами и разочарованиями, с приятными и отвратительными открытиями.
На сцене стоит огромная белая книга. Она странная: начинается с эпилога, а завершается началом. На её страницах мелькают названия глав, тоже загадочные, например, «Настоящее настоящее» или «Антипремьера». Но вот появляется Писатель (Артём Новиков) и начинает рассказывать. Перед нами человек, в жизни которого главной была мама, он помнит холодное 1 сентября 1998 года и дефолт, странную страну и жизнь вокруг, перевернувшуюся с ног на голову. Он задаётся вопросами, откуда рождаются стихи или как можно строить заводы на костях во имя амбициозных идей. Он осознаёт, что наш меняющийся мир хрупок, всё – тлен, а смысла в жизни, по сути, нет.
Философские искания, режиссуру своего жизненного сценария, встречи и расставания, новые знания, ежедневные серые будни помогают Писателю донести до зрителей Страницы книги (актёры Анастасия Яблокова и Дмитрий Корнилов). Они иногда говорят, иногда танцуют, иногда взаимодействуют с Писателем, иногда просто безмолвно присутствуют. Аудиозапись детского голоса, читающего стихи, вкрапляется между главами и напоминает, что все мы родом из детства. Монотонная хореография отражает череду повторяющихся изо дня в день действий конкретного человека и цикличность и однообразность мировых процессов. Меняющийся свет способен передать беспомощность маленького человека перед жестокой государственной машиной.
Премьера спектакля «Вербальное воскресение» состоялась в октябре 2012 года. Сначала в постановке были задействованы два исполнителя, и после шести показов было решено её доработать. Премьеру нового варианта с тремя исполнителями сыграли в марте 2015 года. Спектакль идёт в камерном пространстве в «Лялин центре» на Курской, где театр «Весь мир» является резидентом.
Постановка: Анастасия Яблокова
Саунд-дизайн: Александр Назарчук
Декорации: Максим Казаков
Хореография: Мария Бодрова
В ролях:
Писатель – Артём Новиков
Страницы книги –Анастасия Яблокова, Дмитрий Корнилов
Место: Театр «Весь мир», Лялин Центр
Продолжительность: 1 час
Фото – Ольга Егорчева