Спектакль по пьесе ирландского драматурга Сэмюэля Беккета. Автор воздерживался от пояснений относительно своих пьес, он считал что каждый зритель или читатель, будь то критик или обыкновенный человек, волен видеть в его произведениях свои смыслы. В случае с пьесой «В ожидании Годо», Бэккет был бы доволен: о ее смысле споры не угасают и по сей день.
Двое нищих бродяг, нелепых, больных, одиноких и несчастных, Владимир и Эстрагон каждый вечер встречаются под старым засохшим деревом и терпеливо ждут некого Годо. Кто этот загадочный Годо и чем он должен помочь героям мы не знаем. Как не знаем мы ничего и о самих героях: ни их прошлого, ни возможного будущего, ничего. Только здесь и сейчас, да крошечные обрывки скудных воспоминаний, всплывающих в бесконечном разговоре.
Полярно разные, но притягиваемые невидимым магнитом, герои не могут друг без друга. Эстрагон – унылый нытик, печальный клоун, вечно всем недовольный и ворчливый ребенок-старик. Владимир – безудержный оптимист. Несмотря на старость и болезни, энергия его неиссякаема, как и вера. Он то шутит, то мрачно философствует, и все время пытается придать смысл их общему существованию, постоянно напоминая о необходимости дождаться Годо.
Но: «Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит – ужасно» – говорит Эстрагон и в этой фразе весь смысл этой бесконечной пьесы. Вся жизнь проходит в ожидании чего-то, но в том-то и дело, что проходит мимо. Пока мы ждем неизвестного Годо (счастья, любви, достатка..et cetera), не сходя с места, наши желания уходят к другим. Пока мы ждем, заполняя наши жизни бессмысленными разговорами, бессмысленной потерей времени, постоянными жалобами и нытьем, время уходит, и когда оно окончательно скроется из вида, придет смерть (Годо?). Или мы ждем Бога (Годо?), который должен осыпать нас благами? Вариаций множество, но ждем мы все. Ждем и надеемся на чудо.
В этой пьесе ожидание превращается в дурную бесконечность. Одно и то же время, одно и то же место, одни и те же люди. В спектакле зрители и актеры пойманы в ловушку пространства и времени. В конце первого акта затеплится надежда на перемены, ведь действие спектакля происходит сразу на двух сценах. Первый акт на Камерной сцене, второй в Амфитеатре. Но нет. Перемен не будет. Ни в том, ни в другом пространстве никаких декораций нет, только гулкий полумрак, дерево, камень, музыка и герои на сцене. Перемена площадок воспринимается как день первый и день второй, но в какой-то момент появляется мысль : может и нет никаких двух дней? Может быть это один и тот же повторяющийся день в сознании Владимира? Это его личное безумие и его личный замкнутый круг ада, который он проходит снова и снова? Ведь о Годо мы узнаем только от него, а что если он его придумал, чтобы удержаться на этой земле? Есть еще, конечно, Мальчик, приходящий с весточками от Годо, но может быть он тоже мерещится Владимиру? Мальчик даже описывает частично внешность и характер Годо, но так размыто, что больше похоже на недодуманную фантазию.
В какой-то момент в эту маленькую компанию вплетаются совсем уж абсурдные герои – Поццо и Лакки. Поццо – хозяин, а Лакки его раб, выполняющий команды по удару хлыста. И вот самое непонятное для меня то, что нищие бродяги начинают тоже издеваться над несчастным рабом, хотя логично было бы им испытывать солидарность и жалость к нему. Но в этой пьесе нет логики, как нет в ней и понимания того как мы должны относится к героям? Мы должны их жалеть, понимать, сочувствовать или напротив испытывать раздражение и неприятие?
Будьте покойны, за три с лишним часа спектакля вы испытаете весь спектр эмоций, потому что главное в этом спектакле совсем не пьеса, а актерская игра. Вы будете злиться, когда Эстрагон (Матвей Волков) будет долго и кряхтя снимать ботинок, и будете с нежностью вспоминать звук санок по асфальту, когда он будет издавать звуки во сне. Вы подпрыгнете от неожиданности и страха, когда Лакки (Артем Пархоменко) стукнет ногой об пол и оцепенеете от его монолога. Вы посмеетесь над Поццо (Владислав Гандрабура) и ему же ужаснетесь. Вы пожалеете Мальчика (Константин Белошапка/Юрий Цокуров) и сразу же обозлитесь на него. И вы заплачете от нежности, когда Владимир (Артур Иванов) будет петь колыбельную и сердце ваше разорвется, когда он принесет своему другу трогательно завернутую в белый платочек маленькую черную редиску.
«Ничего не поделаешь…» – с этих обреченных слов начинается действие. Эти слова принадлежат Эстрагону, и он прав: поделать с этой пьесой и правда ничего нельзя. Тяжелая, темная и абсолютно безысходная действительность, описанная Беккетом, невыносима даже для подготовленного читателя. Зачем же идти на такой спектакль? – спросите вы. Ответ прост – в этом спектакле вы увидите как магией театра и силой таланта режиссера и актеров тоскливый абсурд превращается в чудо.
Режиссер-постановщик: Владимир Бельдиян
Костюмы, грим, дизайн: Анна Пакулова
Свет: Сергей Мясников
Звукорежиссер: Екатерина Волкова
В ролях:
Артур Иванов, Матвей Волков, Владислав Гандрабура, Артем Пархоменко, Константин Белошапка, Юрий Цокуров
Фото: Ольга Кузякина