Сцена погружается во мрак, клубы дыма плавно расплываются, окутывая зрителей. Зал наполняет зловещая музыка. То тут, то там что-то хлюпает, будто оживает трясинное болото и хочет утащить. Ощущается запах гнили и смрада, от которого начинаешь задыхаться. Из ямы грузно и неуклюже-плавно появляется истинное чудище. Нечто грязное, с длиннющими волосами-патлами, свалявшейся бородой, в лохмотьях. Скрючившись, он ковыляет по комнате, сверкая во все стороны злобными стеклянными глазами и ужасающе прохрипывая неразборчивые слова. Таким предстаёт перед зрителем Тартюф.
Филипп Григорьян, который славится своим визуальным языком, поставил в «Электротеатре Станиславский» спектакль «Тартюф». Великая мольеровская комедия, которую как только ни крутили, получила новую жизнь и оригинальную интерпретацию. Примечание: всё строго по тексту, в стихах.
Посещение спектакля начинается как квест. На входе выдают либо зелёный, либо чёрный браслет. Остаётся только гадать: что же это значит? Раскроем тайну: от него зависит, какой спектакль вы увидите.
Первый акт
Сцену, находящуюся посередине зала, окружают зрители с двух сторон. Они разделены занавесом и сначала лишь догадываются о существовании друг друга. Постепенно завеса превращается в тонкий тюль, а после преграда и вовсе спадает. Две половины зала встречаются взглядом. На сцене дом в стиле французского барокко, в котором много потайных дверей и ходов, где легко могут спрятаться любопытные слуги. Декорации решены интересным способом: дом один, но половина зрителей видят его чёрным, а другая половина — зелёным. Художник создаёт атмосферу 17 века: парики, богатое убранство дома (паркет, стол из массива, шикарная люстра), торжественные наряды. Ненавязчиво появляется чувство, что аристократичность специально гиперболизирована и режиссёр ласково насмехается над традиционным театром, используя художественный гротеск.
Спустя несколько минут после начала замечаешь, что Григорьян искусно преподносит пьесу Мольера как историю царской семьи. Семья Оргона отождествляется с семьёй Николая II, а Тартюф — с Распутиным. Чтобы наверняка подтвердить догадки зрителя, в спектакле есть сцена фотографирования семьи, после которой не остаётся никаких сомнений. Не хочется сильно акцентировать внимание на этой теме, про неё наверняка скажут многие другие. Мы пойдём иным путём, уж слишком много в спектакле замечательного, про что хочется написать. Самым недоверчивым в истинности сравнения с царской семьёй предоставляем фото:
Итак, красивая комната, посреди неё большой обеденный стол, над которым сверкает шикарная люстра. На обед собралась семья в праздничных нарядах. Слуги суетливо бегают, а хозяева сидят и неторопливо едят. В полной тишине. Иногда спокойствие нарушается возмущениями дамы, которая сетует, что в доме слишком шумно и из-за сплошной ругани здесь невозможно находиться. Это первая из антитез, которыми пронизан весь спектакль. Самая яркая — сын Дамис. Ведёт себя как мямля и напоминает Пьеро из всем известной сказки. Он ходит с саблей, которая больше похожа на игрушку, чем на оружие. Однако про него иронично говорят: «Вы горяч, Вы порох».
Рассмотрим внимательнее интерьер. Арка над домом — экран, на который зрителям транслируется происходящее на сцене. Слышим, что на другом конце (лицом ко второй половине зала) кто-то читает свой эмоциональный монолог. А на экране перед нами — покер фейс.
Вдруг на арке появляется цветок — лилия. Присмотревшись к интерьеру на сцене, можно заметить лилию и там. Это символ невинности, чистоты. Именно таким были дом и семья Оргона до появления Тартюфа.
Отец семейства, приехав, вызвал к себе дочь на важный разговор. Марианна покорно приняла известие, что выходить замуж она будет не за Валера, с которым помолвлена, а за Тартюфа. Служанка, Дорина, не могла стерпеть этой новости, яростно начала защищать девушку. Результатом её пылких речей стало одно из ярчайших художественных решений постановки — Марианна расчетверилась. На сцене теперь четыре прекрасные барышни, каждая со своим характером.
На арке появились ромашки. Валер, узнав, что его возлюбленная выходит за другого, мчится выяснять, в чём же дело. Разговор влюблённых, умиляющий зрителя, выглядит как любимая в детстве игра: «любит - не любит».
Музыка, когда она есть, плавно встраивается в происходящее на сцене. Чаще проявляет себя скромно —настораживающее постукивая. Иногда это яркие кульминационный моменты, в которые то ли частушки, то ли церковные песнопения, переплетаясь одна с другой, распространяют ужас. Так было, например, при совершении Оргоном роковой ошибки — изгнании сына и отказа от имущества в пользу Тартюфа.
На арке розы — символ нравственности. На сцене холодная сдержанная королева — Эльмира. В попытке открыть мужу глаза на истинное лицо Тартюфа, она попала в сети чудовища. Он затащил её в своё подземное болото, а дальнейшие события показывают на экране. Мерзкий мужлан, которого захватила похоть, противопоставляется достойной даме. Он с благоговением обмазывает её прекрасное лицо красной краской, сгорая от жажды, а она с благородством и презрением лишь во взгляде принимает пытку. Он засовывает окровавленные пальцы ей в рот. Сцена, от которой переполняют противоречивые чувства — презрение к Тартюфу и восхищение стойкостью Эльмиры.
Занавес. Конец первого акта.
Второй акт
На сцене рабочие. Всё обтянуто плёнкой, вокруг мусор. Кажется, будто после бурной вечеринки наступило утро. Кто-то еще вяло танцует с бокалом шампанского в руках, вокруг всё разбросано и потеряло былой лоск. Появившийся Тартюф угрожает Оргону, что выселит его из дома. На сцене всё крутится в бешеном темпе, как будто мимо нас на промотке пролетает 20 век. Партизан, появившийся из дыма предупреждает об опасности, следователь ведёт допрос, уборщица постоянно пытается подметать. Вдруг появляется Маргарет Тэтчер и внезапно происходит хэппи-энд.
Звучит ненавязчивая, немного праздничная, фортепианная мелодия.
Конец
Спектакль невероятно целостный: затянутый первый акт и слишком быстрый второй, сливаясь в единый дуэт, не оставляют ни лишних впечатлений, ни пустого места.
Автор: Мольер
Постановка: Филипп Григорьян
Композитор: Дмитрий Вихорнов
Художник по свету: Сергей Васильев
Художник по костюмам: Галя Солодовникова
Хореограф: Анна Абалихина
Актёры:
Тартюф: Лера Горин/Виктор Тереля
Оргон: Юрий Дуванов
Эльмира: Ирина Савицкова
Клеант: Олег Бажанов
Дорина: Елена Морозова
Мариана: Юлия Абдель Фаттах, Екатерина Андреева, Татьяна Перевалова, Мария Беляева
Дамис: Евгений Капустин
Валер: Антон Филипенко/Дмитрий Чеботарев
Офицер: Людмила Розанова
Судебный пристав: Азамат Нигманов
Казаки: Дмитрий Мягкий, Михаил Соколов
Фото: Олимпия Орлова
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 3 часа