В год театра тяга к постановкам на сценическую тему возрастает, как у зрителей, так и у режиссеров. Электротеатр Станиславский пошел по пути классики и обратился к театральнейшему из драматургов — Александру Островскому. 27 марта на малой сцене состоялась премьера поздней пьесы автора «Таланты и поклонники».
Ученица М. Кнебель, постановщик Ольга Великанова не скрывает своего желания сделать в театре настоящий Театр. От постмодернистских исканий устали многие театральные деятели, как опытные, так и совсем молодые. Возвращение к классической драматургии в ее натуральном виде, к театру времен его молодости и становления, несомненно, оправдано и востребовано зрителем.
Великолепная пьеса с набором героев, свойственным драматургии Островского, уже знакома исторической сцене Драматического театра им. Станиславского. Она и сегодня просится на такую — фундаментальную, большую с бархатными креслами в зале и золоченными балконами. Предложенный постановщиками камерный вариант, в котором подмостки плавно соединяются с залом, особенно сближает действие и его героев со зрителем и требует тщательной проработки мельчайших деталей — от костюмов и реквизита до актерской игры.
Легко трансформирующиеся декорации, гитара с бантом на стене, которая в нужный момент «выстрелит», «живой» задник с милыми видами старинного Бряхимова.В волжском городке проживают Домна Пантелеевна (Нина Фирсова) с дочерью – талантливой актрисой Сашей Негиной (Екатерина Андреева), жених Саши, студент Петр Мелузов (Михаил Соколов), интересующийся актрисами немолодой князь Ираклий (Николай Трофимов) и актерская братия – всегда нетрезвый трагик Громилов (Андрей Емельянов), местная звезда Смельская (Анна Антосик), помреж Нароков (Александр Синюков), антрепренер Мигаев (Александр Милосердов). Саша и Петр мечтают о свадьбе, но тут появляется заезжий богатый помещик Великатов (Евгений Сергеев) и делает одаренной актрисе заманчивое предложение.
Романсы, стук пролетки, крики чаек, паровозные гудки. Чай из самовара, шампанское. Старинные афиши. Над атмосферой спектакля работали два опытных художника — Сергей Рябов и Вера Ахмеджанова. «Телепортация» публики в позапрошлый век происходит органично и незаметно. Не смущают и стеганные крупными швами костюмы «под старину» (художник Анастасия Якунина), и платье героини с неотделанными краями. Это костюмы- полунамеки на эпоху, которую художник вправе видеть именно так. Глаз цепенеет только от ботинок Нарокова и Мелузова на новомодной белой синтетической подошве. Невольно она притягивает взгляд, подобно пресловутому красному платку Джулии Ламберт.
Актерские работы уверенно поддерживают тему провинциального быта купеческого городка и жизни губернского театра до «станиславских» времен. Артистами вполне оправданы поступок князя, чье самолюбие уязвлено, доброта и счастливый покой в глазах романтика Нарокова, порывистость любящего Мелузова, характерность типажного персонажа-трагика.
В этом спектакле верится во многое, кроме любви главных героев. Саша Негина влюблена не только в студента, но и в театр. Героиня бежит из Бряхимова, потому что там никто не сможет по достоинству оценить ее дар. Она ищет признания и достатка, за это ее судить невозможно, если она не может жить без сцены. Юная актриса, неуловимо напоминающаямолодую Татьяну Доронину, мастеровито проходит по внешнему рисунку роли, но не чувствуется в ней ни нежности к Петру, ни жгучей страсти к театру. Нет внутренней опоры, которая помогла бы понять мотив ее странного поступка. Зрителю никак не разглядеть меры театрального дара героини, даже в сцене ее игры на подмостках. Без этого спектакль о любви к театру и жертве во имя его обретает совершенно иной смысл.
В таком ракурсе акцент театрального подвижничества смещается в сторону второстепенного персонажа Нарокова — человека, который отдал театру все, не ожидая ничего взамен. Просто «потому, что театр люблю очень».
Помещик Великатов очарован красавицей Сашенькой. Очевидно, что богатый помещик у Островского — это не всегда михалковский Паратов с размахом чувств и широтой поступков. Великатов Евгения Сергеева имеет внешность интеллигента - разночинца и невнятный характер. Его герой мямлит текст с опущенной головой и картинно смотрит вдаль, читая свое объяснение в любви. Весьма затруднительно определить — влюблен ли он или корыстен, делает ли деловое предложение или сгорает от страсти?
Театр в театре случился. Есть погружение в чудесную старину, уют, лицедейские интриги и драмы. Прекрасные воспоминания о том, «как все начиналось» в театральном далеке.Не случилось испепеляющей любви к сцене, той цели, которая оправдает средства и позволит не усомниться в правильности выбора героини.О том, случился ли Островский — судить зрителю.
Режиссёр: Ольга Великанова
В ролях: Екатерина Андреева, Анна Антосик, Анастасия Фурса, Нина Фирсова, Николай Трифилов, Евгений Сергеев, Леонид Зверинцев, Михаил Соколов, Александр Синюков, Максим Деричев, Александр Милосердов, Андрей Емельянов, Антон Капанин, Артём Богучарский
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительноссть: 135 мин.
Фото: Олимпия Орлова