В век гаджетов, интернета, телевидения сложно себе представить, что можно скоротать денёк на летней веранде за праздными разговорами, готовясь к домашнему концерту. В атмосферу домашнего уюта и безмятежности, царивших в усадьбах в начале ХХ века, переносит зрителей спектакль «Снился мне сад…» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой.
Летним днём 1904 года гости съезжаются на день рождения супруги владельца фабрики Ирины Васильевны. Она больна чахоткой, но себя совсем не щадит – много хлопочет по делам бедных и рабочих, занимается благотворительностью. Её муж расстроен, что все опаздывают и не получится хорошо отрепетировать романсы, заготовленные для именинницы. Много говорят о необходимости поездки в Крым, ведь Ирине Васильевне нужно поправить здоровье, и там подолгу бывает Антон Павлович Чехов. Все собравшиеся как будто знакомы с этим известным доктором и писателем. Да и одеты они так, будто сошли со страниц его произведений.
Незримое присутствие Чехова ощутимо уже в первые минуты спектакля, когда звучит романс о том, как вырубают вишнёвый сад. Нотка тревоги витает в воздухе. Ещё не настало время первой русской революции, но идёт русско-японская война. И зашедший к имениннице поручик Ипатьев вот-вот уедет на фронт. Молодёжь грезит переменами, и ещё вчерашний домашний ребёнок Петя пугает родителей симпатиями к революционерам, а исполнение им с подругой Алиной революционной песни «Слушай» вместо романса показывает пропасть между поколениями.
Интеллигенты до мозга костей – Ирина Васильевна и Сергей Львович, доктор Корн, поручик Ипатьев – слегка побаиваются эту бойкую молодёжь и предпочитают заострять своё внимание на пирогах, самоваре или неверно взятой ноте в любовном романсе, чем трезво взглянуть на происходящее в стране. Чтобы понять, как трагично сложились судьбы интеллигентов в дальнейшем, достаточно короткой авторской ремарки о том, что Ипатьев «почти успел» на отплывающий в Константинополь последний пароход.
Романс «Замело тебя снегом, Россия» – неофициальный гимн русской эмиграции – звучит в спектакле как поминальная молитва о стране, которая скоро сильно изменится. А известие о смерти Чехова в самом финале и начинающая гроза дают героям понять, что не только вечернего концерта у них не будет, но и жизни такой больше не будет.
Постановка основана на документальных дневниках Петра Воловича, где он описал время подступающих глобальных перемен в жизни Российской империи. Вплетённые в действие романсы в исполнении героев подчёркивают настроения эпохи. Назван спектакль строчкой из романса Бориса Борисова на слова Елизаветы Дитерихс «Снился мне сад...», что говорит о том, что всё происходящее на сцене словно сон. Ушедшего не вернуть, но стоит ценить настоящее.
Автор идеи: Елена Камбурова
Постановка: Ольга Анохина
Художник, сценография, костюмы: Ирина Пинова (Ютанина)
Музыкальный руководитель, композитор, аранжировщик: Олег Синкин
Художник по свету: Джима Жмыхова
Хореограф: Олег Сапов
В ролях:
Роман Калькаев, Юлия Зыбцева / Алла Юганова, Евгений Вальц, Виктория Тихомирова, Александр Бордуков, Ольга Тенякова, Александр Кольцов, Мохамед Абдель Фаттах, Наталья Селиваненко / Анна Комова, Елена Камбурова / Алла Юганова
фортепиано: Олег Синкин
гитара: Вячеслав Голиков /Сергей Меритуков
Место: Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой
Продолжительность: 1 час 40 минут