Некоторые сюжеты никогда не потеряют актуальности. К сожалению, фраза «охота на ведьм» – не пустой звук для многих поколений. История помнит немало случаев доведённого до абсурда преследования инакомыслящих или дискредитации по каким-либо мотивам. Такое случается и сейчас. И в нашей стране, и во многих других. Страшную историю о том, как легко разрушить человеческие судьбы, рассказывает спектакль «Сейлемские ведьмы» в Московском Новом драматическом театре.
В основе постановки – пьеса американского драматурга Артура Миллера, который познал, что такое «охота на ведьм» на собственной шкуре. Он пострадал в 1950-е годы от маккартизма – явления, связанного с преследованиями за коммунистические взгляды, политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. В 1953 году Миллер написал историческую драму «Суровое испытание» о судебном процессе над «ведьмами» в местечке Сейлем в XVIIвеке, которая проводила параллели с актуальными событиями в США. После публикации пьесы автор попал в «чёрный список Голливуда» и не мог работать на фабрике грёз.
Московский Новый драматический театр размышляет о том, что же стало истоком дикого явления «охоты на ведьм» в Сейлеме. Постановка стилизована под XVII век. Герои носят камзолы и панталоны, чепцы и парики, соответствующие эпохе платья и фартуки. На задней стенке мелькают гравюры с изображением страшилища-дьявола и виселиц. Портрет каждого героя в момент его выхода появляется крупным планом в стиле живописи XVII века. На сцене минимум предметов и она условно делится на две части. На первом плане, отделенном обыкновенной дверью, но без стен, происходит основное действие. На втором плане – на поставленных в ряд стульях постоянно сидят люди. Дверь является границей между интимным миром узкого круга героев и внешним миром, где их ждёт агрессивная толпа.
История начинается со сцены невинных развлечений молоденьких девушек. Они просто пляшут у костра, одна из них внезапно падает в обморок и не может прийти в себя несколько часов. Новость в маленьком населённом пункте разносится мгновенно и тут же обрастает слухами. Масла в огонь добавляет приезд Джона Хэйла – признанного специалиста по ведьмам. С этого момента жизнь маленького городка меняется до неузнаваемости. Жители откровенно начинают сводить свои счёты друг с другом. Рассказы о померещившихся духах, странном поведении соседей, простые домыслы превращаются в доносы, пронизанные алчностью, тщеславием, борьбой за власть и влияние. Обстановка всё больше накаляется. Невинные жертвы ради сохранения своей жизни принимают эти правила игры и идут на сделку с правосудием, признаваясь в нелепых обвинениях.
Создателям спектакля очень точно удалось показать, как работает безжалостная машина массового доносительства и тупого несгибаемого правосудия, озабоченного только тем, как сохранить лицо. Здравый смысл тут отсутствует напрочь, все аргументы бессильны, на скамье подсудимых может оказаться каждый. В отдельных участниках событий можно проследить, как человеческая натура приспосабливается под обстоятельства ради собственной выгоды. Так, например, раздавленный непонятным обмороком дочери преподобный Пэррис превращается в настоящего дельца по завоеванию голосов прихожан своей общины. Напуганный участием своей дочери в известных плясках Томас Патнэм активно расширяет свои владения за счёт имущества приговорённых к смерти. Растерянная простушка Мэри Уоррен в какой-то момент начинает ощущать себя властительницей судеб, сообщая выдуманные факты представителям суда. Здесь у каждого есть выбор, как вести себя в сложившейся ситуации. Но проблемой он становится только для очень сильных людей. В сложившихся условиях лишь единицы готовы идти до конца в борьбе за невиновность.
Это очень сильный и эмоциональный спектакль. Он спиралью закручивает зрительское внимание в круги творящегося ада. Постоянно ловишь себя на мысли, что точно также было, например, и в 1930-е годы. Финальный рассказ о том, что все осуждённые были реабилитированы и власти выплатили компенсации, заставляет подумать о многих бездоказательно осуждённых в разные годы и даже в наши дни. Это действие как набат стучит, напоминая, что ужас твориться здесь и сейчас, и нельзя на это закрывать глаза.
Режиссёр-постановщик – Вячеслав Долгачёв
Художник-постановщик –Маргарита Демьянова
Художник по костюмам –Дарья Килочек
Композитор – Лариса Казакова
Хореограф – Анна Меловатская
Режиссёр – Наркас Искандарова
Действующие лица и исполнители:
Джон Проктор – Михаил Калиничев / Александр Зачиняев
Элизабет Проктор, жена Джона – Анастасия Безбородова
Преподобный Пэррис – Роман Бреев / Сергей Моисеев
Абигайль Уильямс, племянница Пэрриса – Анастасия Цибизова
Бэтти, дочь Пэрриса – Анна Горлова / Дарья Фомина
Мэри Уоррен, служанка Прокторов – Дарья Бутакова / Маргарита Ефремова
Преподобный Джон Хэйл, проповедник – Олег Бурыгин
Томас Патнэм, землевладелец – Юрий Караулкин / Дмитрий Светус
Энн Патнэм, жена Томаса – Татьяна Журавлёва / Екатерина Демакова
Мэрси Льюис, служанка из дома Патнэмов – Марина Соколова / Дарья Фомина
Сусанна Уалькотт – Наталья Гришагина
Джайлс Кори – Анатолий Сутягин
Ребекка Нэрс – Татьяна Кольцова-Гилинова / Ирина Мануйлова
Фрэнсис Нэрс – Александр Курский / Алексей Михайлов
Дэнфорт, полномочный представитель губернатора – Дмитрий Шиляев
Чивер Иезекииль, секретарь суда – Алексей Спирин
Готторн, судья – Борис Шильманский
Место: Московский Новый драматический театр
Продолжительность: 2 часа 35 минут