Дмитрий Крымов – важный театральный режиссер современности, у него есть своя армия поклонников. Он берёт литературные тексты и делает из них что-то новое, особенное. Такая же судьба в лице Крымова пришла и к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Конечно, была уже сотня постановок этого великого произведения. Но такая – крымовская – будет одна. Премьера спектакля «Серёжа» прошла на сцене МХТ им. А.П. Чехова.
С самого начала нужно себя настроить на то, что это не «Анна Каренина». Это – новое произведение, у которого сюжет просто перекликается с тем, не более того. Только при таком подходе получится воспринять постановку. Нужно зайти в зал, удобно сесть, расслабиться и открыть себя для новых впечатлений.
На сцене – суета и беготня. Анна (любимица Крымова – Мария Смольникова) постоянно эгоистично нервничает, думая о каких-то своих проблемах. Бегает, что-то ломает, разговаривает то ли сама с собой, то ли со зрителем. Каренин – человек домовитый, может и всё починить, и еду приготовить (судя по фартуку). Прекрасный Анатолий Белый предстаёт в роли аккуратного хозяина дома, а сцена, где он чинит лампу – прелестна.
Вронский (Виктор Хориняк), наоборот, мямля и маменькин сынок. Везде ходит с мамочкой, которая даже говорит за него. Огромный контраст: статный красавец Каренин и никчемный Вронский. С чего вдруг Анне захотелось любви – непонятно…
Отдельная фигура в спектакле – сын Карениных – Серёжа. Режиссёрское решение сделать его марионеткой – интересно и необычно. Главное – точно. Ведь так в действительности и было. Ребёнком управляли нянечки, мама манипулировала своими страданиями и слезами, но по большому счету ей было наплевать на сына и его развитие.
Художественная часть постановки безукоризненна. Странные наряды Анны (большую часть спектакля она ходит в каком-то мешке) придают ей не грациозности и возвышенности, а, наоборот, неаккуратности и приземлённости, так что об изящности героини говорить не приходится. Придуманы интересные ходы – как показать поезд, как передать атмосферу без излишка декораций. Красиво, временами завораживает. Почему-то особенно засела в памяти сцена счастья: Каренины играют в бадминтон. Легкое белое платье Анны и костюм Каренина, голубое небо, искренний смех. Чистая любовь. Единственный момент, когда веяло настоящим счастьем и теплом со сцены.
В спектакле просто рассказывается про женщину Анну. Которая весьма ветрена, легкомысленна, эгоистична. Она потеряла свою жизнь в погоне за желаниями, потеряла сына. Крымов соединил воедино 2 текста – в конце появляются строки из «Жизнь и судьба» Гроссмана. Очень интересное решение, но нельзя спорить, что идеальное сочетание. Боль матери, потерявшей ребенка, наконец-то посещает Анну. Настоящая боль, не выдуманная. Концовка сильная, убеждающая, впечатляющая. А вот вопросы Рубинштейна – спорный момент… Мне показалось, что они снова направили зрителя из серьёзного русла куда-то в комедию…
Если же вы не сможете абстрагироваться от того, что «Анну Каренину» ждать не нужно, и вообще это Дмитрий Крымов, то мысли после просмотра будут примерно следующими:
«Анна Каренина» – великий материал русского слова, где действительно прекрасный язык, который надо ценить. На сцене же происходит клоунада. Каренин в рогах, Каренина лезет на люстры, всё нелепо (как и любит Крымов), Вронский вообще овощ. Кривляния, заигрывания со зрителем. Да, сюжет сохранен, но из него просто выкинута вся драма. То есть нет боли, нет страданий, нет даже мыслей, которые так важны в книгах Толстого. Просто пустота. Всё обнуляется, обесценивается. Вдруг Каренин заводит тот самый разговор, чтобы Анна была аккуратнее, как бы общество чего не подумало. То есть серьезный разговор, но выглядит это абсолютно неуместно и более того — непонятно. Точнее знаешь, что так по сюжету, но эмоционального отклика никакого нет. Как такое появилось на сцене МХТ?
Во втором акте более бережное отношение к слову. Больше эмоций. Но все равно много бардака, криков, причём клоунских. Как только, вроде бы, появляется накал драмы, всё в одночасье отрубается хихоньками. Но! В этой части есть несколько действительно прекрасных нежных сцен. Но это, конечно, не «Анна Каренина». Это «Дмитрий Крымов. Методы и практики. Пособие для начинающих».
Я не зря пишу про «Пособие для начинающих». Чтобы действительно понимать, что происходит на Московской сцене, нужно знать, какие смотреть работы всех «громких» режиссёров. Среди них однозначно должны быть работы Крымова. «Серёжу» сможет понять практически любой зритель: линейные метафоры, нет сложных «ребусов», про которые так любят говорить, нет перегруженности, красивая картинка. Поэтому, в любом случае: любите вы Крымова или нет, смотрели его спектакли или нет, «Серёжа» заслуживает внимания.
Постановка Дмитрий Крымов
Художник Мария Трегубова
Художник-кукольник Виктор Платонов
Художник по свету Иван Виноградов
Художник видеопроекции Илья Старилов
Композитор Кузьма Бодров
Хореограф Олег Глушков
Хореограф-репетитор Наталья Шурганова
В спектакле принимают участие: Мария Смольникова, Анатолий Белый, Виктор Хориняк, Ольга Воронина, Нина Гусева, Надежда Жарычева, Антон Ефремов, Владимир Кузнецов, Кузьма Котрелёв, Никита Карпинский, Антон Лобан, Маруся Пестунова, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Даниил Феофанов, Валерий Зазулин, Егор Зотов, Ульяна Кравец, Вероника Тимофеева, Максим Клюев, Алексей Коваль, Мария Рождествина, Людмила Фуфаева, Михаил Хлюнев
Место: МХТ им. А.П. Чехова
Продолжительность: 3 часа
Фото Екатерины Цветковой