В ролях Александр Пушкин, Иосиф Бродский и голос Google-переводчика. Подпевает и создаёт массовку многочисленный хор – он же и группа туристов, и команда суровых таможенников, и толпа скорбящих у постели умирающего. Вокруг всё как игрушечное – яркое и манящее. О чём же речь? В «Тау-зале» Школы драматического искусства показали премьеру «Путешествие Пушкина в Африку».
Великий русский поэт никогда не выезжал из России, однако писал стихи и об Италии, и припоминал Африку в «Евгении Онегине». Почему бы не представить, что он там всё-таки побывал? Тем более новый год на носу и хочется чудес. Режиссёр Михаил Уманец пофантазировал и придумал фантастическую поэму. Однако фантазия получилась серьёзной и одной географией дело не ограничилось – в новой постановке Пушкин путешествует и во времени.
Поэта ждёт много встреч, в том числе с созданными им персонажами, с коллегой по роду занятий и по несчастью (у обоих были проблемы с властями) Иосифом Бродским, с казнёнными декабристами, с гробом «Грибоеда» по пути из Тегерана (дипломат и писатель Александр Грибоедов был убит в 1829 году в Тегеране). Увидит Александр Сергеевич и поколение селфи, и фрагмент судебного разбирательства по делу Бродского, и красоты Венеции, подискутирует о поэзии и котиках, постреляет уток и прикинется комариком.
Театр совсем уходит от исторической достоверности, но образы и манеры двух поэтов передаёт максимально привычно: пусть бутафорские, но всё же бакенбарды у Пушкина (Дмитрий Репин) вкупе с лёгкой надменностью, панамка и растянутая речь у Бродского (Михаил Уманец). Смены эпизодов происходят как в домашнем спектакле – на вытянутой простыне появляются заголовки очередной картины. Мультяшности происходящему добавляет заставка из телепередачи «В мире животных» и фигурки птиц, предметов и самого Александра Сергеевича, перемещающиеся по ткани так, словно держатся они на магнитах. Да и всё, что есть на сцене, будто купили в магазине игрушек.
Интересно, что в своё путешествие Пушкин отправляется со смертного одра, а поводом (галлюциногеном!) к происходящему становится ложка касторового масла. Вот и думай, то ли в такой загробный мир переносится Александр Сергеевич, то ли снится ему всё это, то ли нам всё это привиделось. Иррациональности добавляют ремарки, выводимые на экраны по бокам сцены печатным текстом, озвученные безжизненным машинным голосом Google-переводчика. Все эмоции, как и смысл, зритель сам определит для себя – определяет же ежедневно в безжизненной интернет-переписке.
Музыка русских композиторов, отрывки из произведений двух великих поэтов, невероятный хор и фантазийный мир, придуманный командой ШДИ, превращают это литературное размышление в приятный вечер. А воспоминания о нём остаются тёплые и светлые.
Автор и режиссёр: Михаил Уманец
Художник: Мария Бутусова
Хореограф: Дмитрий Масленников
Музыкальный руководитель: Светлана Анистратова
Художник по свету: Тарас Михалевский
Актёры: Дмитрий Репин, Михаил Уманец
Хор театра: Светлана Анистратова, Анна Бабыч, Николай Бабыч, Евгений Багринцев, Людмила Белявская, Анна Букатина, Елена Гаврилова, Елена Ершова, Ирина Ивашкина, Константин Исаев, Инна Мишенкова, Дмитрий Охрименко, Ольга Пенина, Вячеслав Приходкин, Гульнара Сахапова, Екатерина Серебринская, Дмитрий Чадов, Дмитрий Шишлянников
Место: Школа драматического искусства
Продолжительность: 1 час 10 минут