Половинка стула, четвертинка стола, треугольник дивана, множество прямоугольников, асимметрия… Перемещающиеся декорации на сцене выглядят как инсталляция на выставке авангарда. Они словно отрублены топором, с которым с первых минут спектакля ходит главный герой Родион Раскольников. Всё белым-бело, но позже стены обагряются кровью. Местами ее вытирают, превращая в грязные разводы. Но у двери квартиры старухи-процентщицы кровавое пятно зияет весь спектакль.
Текст романа Достоевского звучит целыми страницами. Одновременно зритель узнает о несчастьях в семье титулярного советника Мармеладова и о сложном положении матери и сестры Раскольникова. Истории этих двух семей занимают большую часть постановки. Момент подготовки и убийства старухи-процентщицы не является ключевым эпизодом. Практически нет в спектакле и рефлексии Раскольникова на тему «тварь я дражайшая или право имею?». Расследованию преступления отводится примерно столько же времени, что и рассказам о похождениях Свидригайлова.
Художественный акцент сделан на явлении покойников. Они участвуют в действии как живые. Хочется отметить элементы гротеска, эпатажа и пантомиму. Например, огромный топор, нависающий над сценой в середине второго акта или сюрреалистическая разрубленная лошадь из сна Раскольникова.
Второй акт начинается с откровенного заигрывания со зрителями. Фраза «Остались те, кто не читал» и танец на сцене под современную музыку предваряет монолог следователя Порфирия Петровича о психологии преступника. Он произносит его, разгуливая по зрительному залу. В это время из всех дверей в партер врываются чудовища, олицетворяющие психологические мучения убийцы.
Костюмы героев черно-белые. Выделяется на общем фоне щеголь Свидригайлов в модном клетчатом пальто. Массовка перемещается по сцене сплошным потоком в черных шапках и ватниках как у каторжников. Карикатурно выглядит наряд Лебезятникова: строгий серый костюм, надетый на футболку, измятый плащ, шарф в красную клетку, несуразная серо-синяя шапка с надписью SPORT. У Порфирия Петровича и Раскольникова в костюмах есть элементы кроваво-багряных оттенков. Имя Порфирий в переводе с греческого «багряный, пурпурный». Он разоблачает убийцу.
Самой яркой актерской работой можно назвать роль Свидригайлова, исполненную Дмитрием Лысенковым. Он выскакивает как черт из табакерки и становится смысловым центром спектакля. Он и жалок, и мерзок, и смешон. Он интересней Раскольникова (Александр Поламышев), задуманного режиссером скорее наблюдателем, чем активным исполнителем. Игра Виктории Воробьевой (Катерина Ивановна) подобна вихрю. Ее героиня с болезненными выходками устраивает эмоциональную встряску в зале во время каждого монолога. Она как противоположность хрупкой, кроткой Сони (Анна Блинова) с дрожащим голоском. Весь актерский ансамбль - от главного героя до массовки – работает мощно и слажено. Каждая роль – маленький винтик в этом авангардном мраке, накрывающим сцену.
Спектакль поставили в 2016 году, когда Александринка и Национальный театр Будапешта решили «обменяться» худруками. Валерий Фокин уехал в Будапешт ставить «Крокодила» по рассказу Достоевского. А Атилла Виднянский приехал в Питер для постановки «Преступления и наказания».
«Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» – главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы… Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ.», – приводит слова Аттилы Виднянского сайт Александринского театра.
Спектакль номинирован на театральную премию «Золотая маска» в категории «Драма / спектакль большой формы», а актеры Анна Блинова (Соня), Дмитрий Лысенков (Свидригайлов) и Виталий Коваленко (Порфирий Петрович) выдвинуты в номинациях «женская роль» и «мужская роль второго плана». Почти шестичасовое действие выдерживают не все зрители, но оставшиеся до конца несколько минут аплодируют стоя. Спектакль обязателен к просмотру. Редкая постановка охватит целое полотно русского классического романа. Да и «Преступление и наказание» ставят не так часто.
Режиссер: Аттила Виднянский
Сценография и костюмы: Мария и Алексей Трегубовы
Художник по свету: Дамир Исмагилов
В ролях: Александр Поламишев, Мария Кузнецова, Василиса Алексеева, Виталий Коваленко, Дмитрий Лысенков, Сергей Паршин, Виктория Воробьева, Анна Блинова, Виктор Шуралёв, Валентин Захаров, Иван Ефремов, Елена Немзер, Елена Зимина, Юлия Соколова, Николай Белин, Роман Гусев, Маргарита Аброськина, Илья Андреев, Элеонора Ветлинская, Эльза Ронис, Софья Рудыка, Илья Шанцев.
В массовых сценах заняты студенты РГИСИ
Место: Александринский театр, Санкт-Петербург
Продолжительность: 5,5 часов