На афише спектакля из потрескавшейся гипсовой маски Пушкина выглядывает живой глаз – и это сквозная метафора и способ осмыслить большую постановку на большую тему. Спектакль можно увидеть по-разному: как конфликт личной свободы и общей несвободы, как исследование о природе власти, о народе и власти. Или как размышление о поворотных точках русской истории.
Литературный материал, положенный в его основу, позволяет любые трактовки. «Медный всадник» Пушкина, читаемый тремя актерами (Автор, Герой, Царь) в начале и конце каждого акта, служит своеобразной рамкой спектакля. В неё вложены пьесы М. Булгакова «Александр Пушкин» и Б. Акунина «Убить змееныша». Они сфокусированы на двух эпизодах нашей истории – последних днях и гибели главного русского поэта и получении власти главным русским царём. Три главных героя этих произведений – Пушкин, Евгений и Петр, – обошлись без главных ролей. На сцене появится только Петр, и ему отведена роль второстепенная
Сценография постановки (художник С. Бенедиктов) абстрактна, лаконична и как бы вне истории. На огромной сцене подвижные геометрические конструкции создают условные бальную залу, кабинет, набережную, дворцовые комнаты и палубу корабля. Пространство не обживается, в нем неуютно и нет никаких предметов – герои пьют из воображаемых бокалов и читают воображаемые письма. Настоящие здесь только они (люди) и переживаемые ими события. Где-то в глубине сцены находится живой оркестр, и музыка сгущает смыслы, даже вальс не звучит беззаботным.
Рефрен спектакля:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
повторяется на все лады, и все они невесёлые.
Наивысшей эмоциональной точкой в этот вечер была сцена смерти Пушкина в конце первого акта. Нет, он не умирал буквально на наших глазах; известие о его смерти отражалось на лицах его друзей и близких и жаль, что даже в воображаемом мире эта смерть неизбежна.
Второй акт по пьесе Акунина был явно слабее. Сомнения Голицына, опасения Софьи, их роман (неромантичный) и потешные полки подрастающего Петра не зацепили, хотя были даже драки.
Заметен мужской взгляд на жизнь и историю – женские персонажи условны, почти карикатурны. Наталья Николаевна, Софья, Евдокия Лопухина - влюблены, неумны и безвольны. Интересно следить за двойной жизнью типажей и героев в постановке. Дантес и Петр Первый (В. Панченко) – молодые, стремящиеся получить желаемое любой ценой, ломающие жизни и сеющие смерть. Василий Голицын Василий Жуковский (И. Исаев) – неглупы и влиятельны, но то ли оказались слабыми в ключевые моменты, то ли сделали неправильный выбор и снова заставляют нас задаваться вопросом – а могло ли быть все иначе?
Спектакль не стремится развлечь зрителя, но непостижимым образом - все сидят, не шелохнувшись три с лишним часа. Финал играется дважды, советуем узнать как
Авторы: А.С. Пушкин, М.А. Булгаков, Б. Акунин
Создатели:
Режиссер: Бородин Алексей
Художник: Бенедиктов Станислав
Композиторы: Плэже Натали, Кириллов Алексей
Исполнители: Кривощапов Дмитрий, Керин Максим, Хрулев Павел, Панченко Виктор, Прокофьева Анастасия, Таранник Ирина, Блохин Алексей, Гришин Александр, Зима Олег, Пахомов Александр, Сипин Андрей, Веселкин Алексей, Деветьяров Александр, Доронин Александр, Мясников Алексей, Исаев Илья и др.
Место: РАМТ
Продолжительность: 3 часа с антрактом