Не секрет, что весь мир – театр, а люди в нём – актёры. Человеческие игры порой жестоки и абсурдны. Заигрываясь, никто не думает о необратимости последствий. То проходят выборы, на которых нет выбора, то устраивают бессмысленные войны, то массово объявляют суверенитеты. Все рвутся то в ООН, то в ЕС, то в НАТО, то ещё куда-нибудь. Мотивы политического стёба на современность громко звучат в спектакле «Полковник-птица» в Электротеатре Станиславский. В нежной и доброй, на первый взгляд, истории содержится глубина, которая никого не оставит равнодушным.
На Балканах очередной военный конфликт. Молодой доктор оказывается в забытой богом и людьми психиатрической клинике, расположенной в здании бывшего монастыря. Вокруг никого нет, только волки. И ничего нет – ни провизии, ни тёплых вещей, ни дров для топки. Вся надежда на военных, которые иногда могут помочь, например, просроченными консервами. Безнадёга и безысходность. Ситуацию переломит гроза в ноябре! Во время бури самолёты ООН ошибочно сбрасывают на монастырь груз с провиантом и военной формой. Жизнь психбольницы кардинально меняется.
Историю рассказывает доктор. Его пациенты – нетипичные сумасшедшие. Они нормальнее многих, кого принято считать нормальными. Чётко осознают свои проблемы и видят выход. Здесь и бывшая проститутка, замаливающая грехи, и потерявший слух несостоявшийся актёр, и цыган с проблемами сексуального характера, и мелкий воришка-пьяница, и пациент, считающий себя очень маленьким, – он боится, что его затопчут. Среди них есть тот, кто все время молчит, – Русский. Это бывший полковник, потерявший во время бомбардировок жену и детей. Именно его возвращает к жизни манна небесная в виде ооновского груза.
Русский не только снова начинает говорить, он свежо и смело мыслит, устанавливает настоящие армейские порядки среди пациентов. Игра в «самостоятельную боевую единицу» идёт на пользу всем: у больных появляется дисциплина, чёткость речи, ясность ума. Доктор в процесс не вмешивается. Но игра полковника заходит всё дальше. Он, как птица, рвётся в свободный полёт, к своей мечте – признанию. Зритель наблюдает и фейковые выборы, и провозглашение мнимой независимости, и попытки установить связь с внешним миром как раз через вольных существ – птиц. Вскоре эти милые и наивные люди в военной форме отправляются на поиски счастья. К чему это приведёт – неизвестно. Открытый финал спектакля даёт возможность каждому подумать, что станет с этими безобидными чудаками в нашем безумном мире. В постановке звучит мысль о том, что любая мечта – это паранойя. А чтобы решиться пойти за мечтой, и не жить по мнимым, навязанным обществом правилам, нужна большая смелость. И серьёзный доктор сам будто излечивается, принимает идеи подопечных и уходит в финале вместе с ними.
В спектакле много удивительных находок. Например, Русского сопровождает узнаваемая разухабистая «Калинка». Во время сцены с настоящей русской баней запах распаренных веников разносится по театру. Мечты обывателя о загранице весело обыгрываются едва ли не прыжками актёров в зрительный зал. Парашютная ткань становится занавесом для сцен, сыгранных в стиле театра теней, унитаз превращается в урну для голосования, а подзорные трубы – в крылья рвущихся к свободе героев. Есть и романтический мотив вокруг единственной женщины в этой компании – Пепе, олицетворяющей одновременно порок и невинность, отчаяние и веру, грубость и нежность.
После спектакля остаётся ощущение, что увидел очень светлую историю. Отчаяние забытых всеми людей сменилось верой в себя. Безобидные люди в военной форме стали антивоенным призывом. Но в то же время грустно. Очень актуально звучит эта постановка на фоне войн, политических кризисов и равнодушия общества.
Режиссёр: Роман Дробот
Художник: Полина Фадеева
Художник по свету: Георгий Новиков
Хореография: Ольга Журавлёва
В ролях:
Доктор – Евгений Самарин / Роман Дробот
Пепе – Дарья Колпикова
Давуд – Дмитрий Чеботарёв
Хачо – Антон Косточкин
Киро – Борис Дергачёв / Антон Лапенко
Матей – Владимир Долматовский
Птица - Борис Дергачёв / Антон Лапенко
Русский (Полковник) – Антон Филипенко
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 2 часа 50 минут