В основе спектакля – пьеса Августа Стринберга «Пляска смерти», переплетенная с фрагментами «Играем Стринберга» Фридриха Дюрренматта. В сюжете – противостояние мужа и жены, живущих в ограниченном пространстве острова в сторожевой башне крепости вот уже двадцать пять лет. Он – старый служака, военный до мозга костей, знаток баллистики и боевых маневров. Она – бывшая актриса, за четверть века супружества не раз пожалевшая о сделанном выборе. Между ними идет настоящая война, конечная цель которой, кажется, непонятна обеим сторонам, ведь за давностью лет они уже не помнят ее причин. Атмосфера взаимной ненависти приводит к такому же взаимному ожиданию смерти. Только капитан ожидает своей смерти, как некой черты, за которой будет что-то другое, или не будет ничего. А Алис ждет смерти мужа, как освобождения для новой жизни.
Обстановка на сцене ничем не напоминает уютный семейный очаг: черные каменные глыбы, создающие ощущение одновременно тяжеловесности и неустойчивости. Мрачный и ощутимо сырой склеп, в котором совсем нет света. В единственном окне только штормящее, такое же мрачное море (сценография Марины Филатовой). Здесь просто не может быть никаких светлых чувств, само место убивает любые признаки радости.
Напряженная, истеричная, озлобленная вечной войной с супругом Алис (Ирина Гринева) с трудом выдавливает из себя слова, ее лицо так же каменно, как и стены ее жилища. В какой-то момент она исторгает из себя дикий крик, но тут же возвращается к своему окаменелому состоянию. Капитан (Алексей Багдасаров) – циничный, самовлюбленный, желчный и жестокий. Он ненавидит всех: начальство, подчиненных, жену, детей, простых сограждан и, кажется, саму жизнь. За столько лет супруги стали похожи друг на друга: одинаковые резкие движения, каменные лица, грубые, рубленные фразы.
Но вот в их доме появляется новый человек. Курт (Александр Усов) – кузен Алис получил назначение на остров в качестве начальника карантина. Он становится отдушиной для супругов, поочередно жалующихся ему на невыносимость жизни. И катализатором последующих событий. Капитан и Алис, как старые вояки разрабатывают каждый свой стратегический план, в котором на первом плане попавшийся по горячую руку Курт.
Жанр спектакля обозначен как «танцдрама», но танца в привычном понимании здесь нет. Есть непроизнесенные слова, выраженные движением. Отчаяние Алис, конвульсивное и резкое, кричащее языком ломаных рук и запрокинутой головы в безмолвном крике. Многократные гротескные обмороки Капитана, привносящие странный комизм в трагедию. Страсть Алис и Курта, где она танцует освобождение, а он – бешенство и злость. И, конечно, великолепная сцена Алис и Капитана, в которой почти нет движения, но именно в ней становится понятно, что где-то очень глубоко в них осталась если не любовь, то тихо тлеющая нежность друг к другу.
Пьеса Стринберга заканчивается смертью капитана. Режиссер Владимир Агеев решил по-другому. Капитан не умирает, но зрителю до конца не понятно, хорошо ли это. Ведь супруги опять остаются одни в своей каменной башне. Что будет дальше? Новый виток ада или лучшая жизнь?
Несмотря на изображение брака как ада, на атмосферу взаимной ненависти между супругами, мы все же видим не только средоточие зла, но и глубоко несчастных людей, надеющихся на что-то лучшее, хотя бы за порогом смерти.
Автор: Август Стринберг
Перевод: Александр Афиногенов
Режиссер-постановщик: Владимир Агеев
Художник-сценограф: Марина Филатова
Художник по костюмам: Евгения Панфилова
Художник по гриму: Наталья Тимофеева
Режиссер-хореограф: Ульяна Бачерникова
Художник по свету: Алексей Наумов
Подбор музыки: Владимир Агеев
Музыка: Филипп Глаас
В ролях:
Капитан - Алексей Багдасаров
Алис - Ирина Гринева/Нелли Уварова
Курт - Александр Усов/Дмитрий Высоцкий
Место: театр «Модерн»
Продолжительность: 1 ч. 40 мин.