В московском метро все угрюмые, потому что не воспринимают поездку как часть своей жизни. Девушки в Москве в кедах – это удобно. Связи установить в Москве просто: главное, «дружить» в Facebook и регулярно ставить «лайки». Почему станция называется «АвтозавОдская», если на самом деле она «АвтозаводскАя»?.. Это из наблюдений девушки, приехавшей из Дагестана.
Пылесосом они не пользуются. Родственников мужа нельзя называть по имени. Свадебное платье то ли шьют, то ли вяжут сами… Это из наблюдений девушки из европейской части России, оказавшейся в Чечне. Героини встретились в Москве. Эмма пошла против воли отца и сбежала от мужа к любимому человеку, но вместо рая оказалась в аду. Потом уехала. Работала журналистом и пиарщиком. Родила сына. Со временем её потянуло из душной столицы в родные просторные горы. Вернулась в Дагестан. Открыла небольшую кондитерскую.
Лиля была успешной хозяйкой салона красоты в Москве. Много работала и сильно любила чеченца. Покупала ему машины, он их разбивал. Потом продала салон и отдала ему деньги на дом в Грозном. Они поженились. Она осталась в его родительском доме, а он уехал. Вскоре новоиспечённая жена сбежала. Начала новую жизнь. И внезапно оказалась в Нью-Йорке.
Объединила двух героинь однушка в Измайлово. Здесь каждая пережила свой персональный ад и нашла в себе силы жить дальше. В обеих историях много боли, грязи и безысходности. Они рассказаны напрямую зрителям. Без обхода неудобных тем и с использованием нецензурных слов. Унижения, побои, предательство. Это жутко. Пробирает до мурашек. Хотя местами бывает и смешно. С яростной иронией эти женщины смотрят на своё прошлое и идут вперёд к светлому будущему. Им удаётся преодолеть обстоятельства и многого добиться. А главное, им хочется жить. Они, гордо вскинув голову, танцуют лезгинку – танец воинов – как символ того, что всё же они победили.
Но есть ещё третья героиня – Тома. Она из Чечни и тоже живёт в однушке в Измайлово. Свою историю она кратко рассказывает прозой, а дальше переходит на стихи. Они звучат на двух языках. И зритель всего до конца не понимает. Ясно точно – здесь нет хеппи-энда. Здесь полная жесть.
Играют спектакль без декораций. Лишь вышитый ковёр на стене символизирует кавказские горы. Три героини одеты в чёрное и рассказывают свои несветлые истории, перемещаясь по сцене. Здесь сложно отмечать режиссёрские придумки или расставлять акценты. Постановка не имеет ничего общего с традиционным театром и затрагивает слишком актуальную тему. Это Россия, 21-й век.
Пьеса Эмилии Казумовой, ставшая основой постановки, автобиографична. Она была написана по просьбе руководителя Театра.doc Елены Грёминой после того, как журналист Ильяс Шурпаев опубликовал в своем ЖЖ (LiveJournal) пост об Эмилии. Помимо своей истории, она описала судьбы подруг, и вышла пьеса «Однушка в Измайлово».
Спектакль поставила молодой режиссёр Зарема Заудинова. Премьера состоялась в 2016 году. К настоящему времени постановка претерпела некоторые изменения, но не утратила своей силы. Особенно остро она звучит, когда в стране, где жертвами домашнего насилия становятся множество женщин, принимают законы о декриминализации побоев в семье.
Режиссёр - Зарема Заудинова
Художник - Ольга Ковалёва
Хореограф - Зарина Саутиева
Актрисы: Дарья Гайнулина, Александра Шиляева, Дарья Башкирова / Анастасия Слонина
Место: Театр.doc
Продолжительность: 1 час 10 минут