Открыв однажды книгу Маркеса, попадаешь в этот странный мир, сотканный из нездешних имен, простых вещей, оказывающихся вдруг нереальными и, наоборот, из волшебства, убедительнее и правдоподобнее ещё поискать. В спектакле атрибутов «магического реализма» достаточно – фокусы, призраки, сбывающиеся пророчества, странные персонажи и желтые бабочки. Именно в такие моменты забываешь, что с момента начала спектакля прошел не один час, жадно ловишь это волшебство и радуешься как ребенок.
Один обед, две части, три антракта, четыре акта – в сумме девять часов. Именно столько идёт спектакль по мотивам романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Провести «Один день в Макондо» приглашает Студия театрального искусства. Историю семейства Буэндиа рассказывают легко и бодро, местами даже отчаянно.
Спектакль начинается со свадьбы основателя Макондо Хосе Аркадио и зарождения поселения. Далее события многостраничного романа проходят широкими мазками. Где-то на втором плане остаются войны, восстания, расстрелы и прочие потрясения. Мы их не видим, лишь узнаём отрывочно из уст участников тех событий. В центре повествования – огромная семья с обычными человеческими страстями: влюблённостями, разочарованиями, обретениями и потерями. Тут мёртвые смешиваются с живыми, реальное с фантастическим, а переход из одного мира в другой – простое перемещение снизу вверх или наоборот в плоскости разделённого на два этажа сценического пространства.
Основатель Макондо женат на своей двоюродной сестре, близкие связи в этом клане – это нормально. Миф о том, что может родиться ребёнок с хвостом, витает над разными поколениями рода и в финале воплощается в реальность. Как и фраза «первый из рода умрет привязанный к дереву, последний будет съеден муравьями». Мысль, что время не идет вперед, а движется по кругу, подтверждается на судьбе каждого следующего поколения Буэндиа. Имена переходят от отца к сыну до бесконечности, родственные браки продолжаются, а жена основателя деревни наблюдает за этим больше ста лет, совсем не меняясь внешне и будто зная наперёд судьбу каждого.
Одиночество преследует героев и зрителей повсюду. И в любви (первая часть), и в смерти (вторая часть). Как бы ловко не убегали актеры (спортивно-акробатическая подготовка актеров впечатляет), одиночество настигает их. Даже в смерти, царство которой расположено наверху, практически сразу под колосниками. Туда отправляются герои на протяжении всего спектакля – и иногда кажется, что там, наверху, гораздо уютнее и счастливее, чем тем, кто остался в мире.
В романе, помимо красоты и завораживающей магии, поражает еще и невероятная глубина образов и мыслей. Каждый находит здесь что-то своё, близкое и отзывающееся в сердце. В спектакле же, на протяжении всего действия не покидает ощущение, что эта глубина близко, еще чуть-чуть – и мы в ней утонем. Но мы продолжаем плыть на поверхности, лишь слегка прикасаясь к вершине айсберга. Это всё равно тонко, красиво и очень честно сделано. Актёры заставляют забыть о том, что еще несколько часов назад они жили-были совсем в другом измерении. Как будто они и вправду родились в Макондо.
Музыка и пластика, движение и ритм – всё здесь гармонично и добавляет красок каждому образу, расцвечивает детали, наполняет их всё той же нездешней красотой, тоской и призрачным светом. Люди в Макондо появляются, исчезают, рождаются и умирают под эту музыку, она обволакивает зал и становится еще одним фокусом, еще одним магическим кристаллом.
Обед, приготовленный по рецепту матушки Аурелиано, бананы вместо привычных яблок – вся обстановка в фойе СТИ словно говорит: не уходи, пройди с нами этот 9-часовой театральный марафон. Не оставляй полковника Буэндиа! И действительно, к концу спектакля количество зрителей остается практически неизменным. Колумбийская сказка без счастливого конца – о любви, одиночестве, выборе и неотвратимости грядущего. Грустно, красиво и хочется после аплодисментов тихо уйти и раствориться в улицах другого города (тоже, кстати, на букву «М»). А про спектакль ничего не рассказывать. Потому что такую театральную историю лучше смотреть самому – как и столетнее Одиночество, она у каждого своя, невыразимая и необъяснимая. История на кончиках пальцев, скрипичного смычка и на крыльях желтых бабочек.
Сценическая композиция и режиссура: Егор Перегудов.
Сценография и костюмы: Александр Боровский.
Свет: Дамир Исмагилов.
Музыкальное оформление: Григорий Гоберник.
В ролях: Даниил Обухов, Никита Исаченков, Лев Коткин, Варвара Насонова, Александр Николаев, Мария Корытова, Дмитрий Матвеев, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова, Дарья Муреева, Александр Медведев, Нодар Сирадзе, Татьяна Галицкая (Волкова), Игорь Лизенгевич, Александр Прошин, Катерина Васильева, Дмитрий Липинский.
Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 9 часов с двумя антрактами и одним обедом
Фото: Александр Иванишин