Недавняя выпускница режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина – Лейла Абу-аль-Кишек – продолжает начатую год назад спектаклем «Фрида. Жизнь в цвете» тему гениальных людей в искусстве. Историю живописи сменила история балета. Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот» – биография великого танцовщика, ожившая в небольшом пространстве Амфитеатра Симоновской сцены театра Вахтангова.
Здесь нет балета в привычном понимании, но танец зримо и незримо присутствует во всем: в словах героев, в зеркалах, в огромной, спускающейся до пола театральной люстре и, конечно же, внутри главного героя. Вернее, героини, ведь роль Вацлава Нижинского исполняет актриса Аделина Гизатуллина. Воплотить на сцене танцовщика балета для драматического артиста – большое испытание. В течение полугода Аделина занималась с педагогом по классическому танцу, чтобы понять и обрести то внутреннее состояние, благодаря которому существует искусство балета.
Но уметь двигаться – мало для драматического спектакля и на актера ложится двойная нагрузка. Тем более, что Нижинский – сложнейший персонаж. Сконцентрированный только на своем искусстве, полностью погруженный в себя, невероятно ранимый, с неустойчивой психикой, а к середине жизни уже имевший диагноз «шизофрения» гениальный танцовщик – это целый мир, другой мир, недоступный пониманию окружающих его людей.
Аделина Гизатуллина собрала в своем Нижинском все возможные оттенки эмоций. На каждом этапе его жизни – и совсем юного дарования, и зрелого мужчины, и мужа, и отца – одержимость танцем затмевала для него весь мир. И эта одержимость в каждом взгляде и каждом движении актрисы.
Внутренний мир человека на грани – основа и главная тема спектакля, именно вокруг этого неведомого зазеркалья строится рисунок происходящего. Реальный мир и люди, живущие в нем – только фон и иллюстрация, еще более усиливающая акцент на единственного героя. Тем не менее, основные этапы жизни Вацлава Нижинского показаны очень ясно и будут понятны даже неподготовленному зрителю.
История начинается с того самого момента, когда знаменитый антрепренер Сергей Дягилев (Сергей Батаев / Денис Самойлов) увидел в Мариинском театре юное дарование Вацлава Нижинского и пригласил его в свою труппу. Тема личных отношений Нижинского и Дягилева показана в спектакле лишь легкими намеками, тонко и деликатно.
Надо отметить, что помимо темы творческих мучений, в спектакле очень ярко звучит тема самоопределения человека. Нижинский был очень верующим и отчаянно пытался жить по закону божьему. Отсюда его скоропалительная и тайная женитьба на венгерской аристократке и своей поклоннице Ромоле Пульской, которая так взбесила Дягилева, что тот расторг все соглашения и фактически погубил Нижинского. Ромола, в исполнении Аси Домской – зефирно-воздушное создание, в кружевах, кудрях и рюшах. Восторженно-влюбленная в образ со сцены. Именно в образ, не в самого Вацлава. Оказавшись в изгнании, с дочерью и не приспособленным к жизни мужем, она, наконец, опускается с небес на землю и с ужасом осознает свое положение. Она уже не болтушка-хохотушка, не ярая поклонница, она несчастна, и даже ее одежды меняют светлые, счастливые тона на траурные черные.
Как бы ни была трагична история, рассказанная на сцене, на мой взгляд, зрителю всегда нужно давать возможность улыбнуться. В спектакле есть два образа, не то, чтобы комичных, скорее тонко-ироничных. Это образ композитора Игоря Стравинского в исполнении Яна Гахарманова и образ слуги Дягилева, Василия, в исполнении Олега Лопухова.
Василий – совсем не типичный слуга «подай-принеси». Он отлично разбирается в сфере интересов своего хозяина, знает всю театральную кухню. Отличный психолог, он способен в чем-то даже манипулировать людьми, и в некоторых ситуациях даже быть кем-то вроде «серого кардинала». Хитрюга и ловкач, он, тем не менее, добрый и болеющий душой за происходящее человек. Мимика Олега Лопухова временами совершенно уморительна, невозможно удержаться от улыбки. Стравинский у Яна Гахарманова получился памятником собственному величию, и это действительно смешно. Особенно в одной из сцен, где Стравинский в бешенстве уходит, а за ним тянется шлейф из партитур.
Все эти люди, в сущности, вполне обычные, где-то талантливые, где-то не очень, но вполне доступные и понятные обществу. Кроме одного. Особый смысл спектаклю придает тот факт, что эта история реальна и герои ее – не выдуманные персонажи, а реально существовавшие люди. Как не убить в человеке гения, как увидеть и поддержать горящее внутри него пламя таланта. И как жить человеку, этим талантом обладающему, но совершенно беспомощному в обычном мире обычных людей.
Фоторепортаж – Людмила Сафонова
Режиссер-постановщик – Лейла Абу-аль-Кишек
Художник-постановщик – Дина Боровик
Композитор – Николай Шипулин
Музыкальный руководитель – Андрей Сергиевский
Хореограф – Елена Любашина
Педагог по классическому танцу – Ольга Каплунова
Режиссер по работе с актерами – Алексей Артемов
Художник-гример – Ольга Калявина
Художник по свету – Сергей Мясников
Звукорежиссеры – Екатерина Волкова, Вадим Магаляс
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова
В ролях: Аделина Гизатуллина, Сергей Батаев, Денис Самойлов, Олег Лопухов, Павел Тэхэда Кардэнас, Ян Гахарманов, Ася Домская, Николай Романовский, Денис Бондаренко
Место: Театр им.Е.Вахтангова