На колонках лежат большие музыкальные тарелки, перед ними стоят барабаны, внутри которых тоже колонки. Композитор (Владимир Горлинский) лично управляет этой аудио-системой. Звуки раздаются то тут, то там, становятся громче. Лица актёров, суетящихся на сцене, расплываются. Свет мигает. Грохот. Звон. Непонятно, куда смотреть. Всё смешалось, будто происходит адская дискотека. Гром гремит, отовсюду раздаются голоса, зал трясётся. Сейчас произойдёт взрыв. Что привело к такому состоянию?
«Электротеатр Станиславский» снова удивляет зрителя премьерным спектаклем «На мудреца» по пьесе А. Островского. Постановка родилась на проекте «Золотой осёл» и теперь стала частью репертуара. Первая «изюминка», с которой встречается зритель, — режиссёр. Он есть, но нам не говорят, кто. В программке просто написано «постановка: режиссёр».
С пьесой «На всякого мудреца довольно простоты» многие знакомы. Она была актуальна в конце 19 века, но в наши дни основные мысли и характеры остаются такими же легко-распознаваемыми. Тексты Островского зачастую бывают сложны, наполнены тем, что современным людям не нужно. Режиссёр превращает сюжет в гладкую дорожку для боулинга, оставив только самое важное и понятное новому зрителю.
Все события развиваются вокруг молодого человека, Егора Глумова (Владимир Долматовский), который богатством не обладает, зато остротой ума и хитростью может похвастаться. Он принимает решение строить свою карьеру через знакомства в обществе, попутно записывая отчёт обо всех встречах и мнение об этих людях в дневник. Руководит Глумовым холодный расчёт и собственные интересы, в молодом человеке невозможно разглядеть ни капли благородства. Он отлично находит подход к любому, кажется милым и искренним, хотя беспринципности ему не занимать. Чтобы окрутить вокруг пальца сановника Мамаева (Евгений Самарин), он прикидывается глупцом, которому очень нужен совет. Для Мамаева это слабое место: он невероятно любит поучать людей. С появлением сановника карьера Глумова взмывает вверх: появляются нужные связи, желательные знакомства и работа. В какой-то момент целью становится Машенька, племянница богатой и странноватой вдовы Турусиной. Подстроив хитросплетения судьбы, Глумов добивается того, что он становится единственно верным кандидатом в мужья. Он мастерски выстраивает воздушный замок, периодически что-то поправляя. Но в какой-то момент он падает: кто-то передаёт дневник интригана всем этим людям… Однако, прочитав о себе много неприятного, они принимают решение, что его надо немного наказать, но потом всё равно приласкать. Таким образом, Глумов сливается с обществом, против которого выступал.
В этом спектакле довольно простоты. Режиссёр замыслил незатейливо показать сложную пьесу Островского. Из декораций в первом акте мы видим 4 стула, куст и огромную зелёную табличку EXIT. Эта надпись становится лейтмотивом всего спектакля: «А есть ли выход?». Музыки почти нет, иногда в паузы можно слышать ненавязчивую мелодию. В спектакле высокий уровень абстракции и метафоричности, каждую сцену можно самому дополнить. В отсутствие декораций выразительность добавляется только светом.
Иногда зал «ахал» от актёрского мастерства. Например, монолог Глумова, который он повторил раз 15 постоянно ускоряясь, не сделав ни единой заминки, покорил сердца некоторых зрителей.
Дайте мне такую службу, где бы я мог лицом к лицу стать с моим меньшим братом. Дайте мне возможность самому видеть его насущные нужды и удовлетворять им скоро и сочувственно. Я работать не прочь и буду работать прилежно, сколько сил хватит, но с одним условием: чтобы моя работа приносила действительную пользу, чтобы она увеличивала количество добра, нужного для благосостояния массы. Переливать из пустого в порожнее, считать это службой и получать отличия - я не согласен.
Во втором акте на сцене появляется живая музыка (иногда беззвучная: пианист чувственно нажимал на клавиши, но мелодии не было). Обстановка резко обостряется. Воздушный замок, на вершине которого Глумов, сначала расшатывается, а потом эффектно рушится. На сцене происходит полнейший хаос, а потом всё резко затихает.
«Четвёртой стены» между зрителями и сценой почти не существует. Актёры постоянно обращаются именно в зал, иногда задают вопросы. «Как Вам?», обращенное к нам, напомнило Б. Юхананова и «Золотого осла», на котором и зародилась эта постановка.
Невозможно представить, где, кроме Электротеатра, зритель может увидеть такой спектакль. Во всей концепции «На мудреца» чувствуется дух этого театра.
Автор: Александр Островский
Постановка: Режиссёр
Композитор: Владимир Горлинский
Художник по свету: Евгений Лисицын
Видеохудожник: Влад Зиновьев
Помощник режиссера: Наталья Черная
Линейный продюсер: Варвара Пушкарская
Глумов – Владимир Долматовский
Глумова – Татьяна Назарова
Слуга Мамаева - Антон Торсуков
Мамаев – Евгений Самарин
Манефа – Антон Торсуков
Мамаева – Татьяна Майст
Городулин – Александр Синюков
Турусина – Ольга Бынкова
Машенька – Анна Даукаева
Наташа – Наталья Новицкая
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 2 часа 20 минут