Вместо мрачной заплёванной электрички – банкетный зал, вместо опустившихся алкашей – одетые с иголочки люди, обилие выпитого спиртного ничуть не сказывается на стройности речи, а разговоры звучат сплошь интеллектуальные, где даже мат выглядит изысканным и утончённым. Спектакль «Москва – Петушки» по одноимённой поэме Венедикта Ерофеева в Студии театрального искусства представляет постмодернистский текст с цитатами, аллюзиями и отсылками в неожиданной интерпретации.
Интеллигент Венечка живёт во времена, когда водка стоит дешевле говядины, алкоголь по ночам не продают, Гоголем с Белинским на рынке не торгуют. Он давно измеряет всё в жизни в граммах спиртного, с заметной регулярностью катается по маршруту Москва – Петушки и никак не может увидеть Кремль. Отправившись в очередной вояж, Венечка собирает вокруг себя необычных собеседников, с которыми обсуждает широкий круг вопросов – литературу, политику, любовь, искусство приготовления коктейлей… Потеряв ориентацию во времени и пространстве, вместо Петушков он оказывается снова в Москве, наконец, добредает до Кремля, где становится жертвой уличных хулиганов.
О горьком реализме в постановке Сергея Женовача напоминают лишь информационные вокзальные объявления по ходу действия да накрытый в фойе театра стол алкоголика – расстеленная газетка с недавней передовицей, на ней водка «Столичная», солёные огурцы в трёхлитровой банке с мутным рассолом, чёрный хлеб и консервы. В зрительном зале же всё веет псевдоторжественностью, вычурной парадностью, псевдосоветкостью: ярко-красный бархатный занавес, белоснежная шторка-маркиза на заднике сцены, массивные люстры в зале и на сцене, переливающиеся от обилия стекла – пустых бутылок из-под водки разного объёма. (Кстати, эти люстры были созданы Александром Боровским по эскизам его отца Давида Боровского, который придумал их для неосуществленного спектакля в театре на Таганке.)
В этой стерильной, бутафорской, сюрреалистичной обстановке появляется Венечка (Алексей Вертков) – натура тонкая, одинокая, потерявшаяся в этой жизни. С потёртым чемоданом, одетый словно конферансье он входит в зал и монологом уводит всех за собой в путешествие по закоулкам своего душевного мира. Обрастая элегантными собутыльниками-попутчиками, изящно чокаясь с ними под люстрой, Венечка будто председательствует на заседании ни то литературного кружка, ни то какого-то общества словесности. Лишь иногда покачивающаяся люстра возвращает нас в электричку.
Мощный монолог Венечки звучит как последнее веское слово, ничего не ждёт он больше от этой жизни, лишь бренное тело рвётся в обетованные Петушки в надежде там найти покой. Эпизоды с участием других героев выглядят как второстепенные, они не способны затмить спич Венечки, и складывается ощущение, что смотришь моноспектакль. В этом одиночестве в толпе есть и тонкая ирония, и лёгкая грусть, и глубокая тоска. Весело гульнув на поминках по своей душе, Венечка оказывается перед глухой кремлёвской стеной, всё это время прятавшейся под шторой, и погружается во тьму.
Режиссёр: Сергей Женовач
Сценография: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Композитор: Григорий Гоберник
В ролях:
Алексей Вертков, Катерина Васильева, Елизавета Кондакова, Мария Курденевич, Варвара Насонова, Татьяна Галицкая, Сергей Качанов, Александр Прошин, Григорий Служитель, Игорь Лизенгевич, Анна Рудь, Сергей Аброскин, Андрей Назимов, Вячеслав Евлантьев, Сергей Пирняк, Нодар Сирадзе, Андрей Шибаршин
Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 2 часа 50 минут
Фото: Александр Иванишин