Зависть в творческой среде – дело обычное. Наличие таланта не всегда является залогом успеха, а человеческое тщеславие требует всеобщего признания. Одной из самых известных и самых неоднозначных историй зависти среди великих можно считать взаимоотношения композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Ранняя смерть Моцарта породила череду слухов и легенд, дискуссии о её причинах не утихают до сих пор. Непонятно, как появился миф о возможной причастности к кончине Моцарта композитора Сальери, а его живучести «способствовала» одна из «маленьких трагедий» Александра Пушкина.
Посмотреть по-новому на трагедию «Моцарт и Сальери» решил режиссёр Сергей Захарин, поставив её на сцене театра-студии «Откровение» при ЦК «Сцена». В спектакле помимо пушкинской пьесы звучат письма Моцарта, воспоминания современников о нём, а также отрывок из ещё одной «маленькой трагедии» «Каменный гость» (диалог Доны Анны и Дона Гуана в монастыре). Такая компиляция материала вокруг личности великого композитора позволила позабыть о его величии и взглянуть как на обычного человека, который испытывает самые разные чувства, сомневается в себе, волочится за женщинами, верит в приметы.
Перед началом спектакля на сцене царит лёгкий беспорядок, но в первые минуты действия всё преображается. И вот уже два композитора во фраках и париках обсуждают музыку и делятся своими переживаниями. Моцарт (Кирилл Пономарёв) предстаёт жизнерадостным, лёгким, вдохновлённым музыкой и жизнью. Сальери (Никита Паршин) безумен и двуличен, с негодованием он сам себе признаётся в своих мерзких чувствах по отношению к Моцарту, но не может с собой совладать.
Его внутреннее состояние, нарастание конфликта, который дальше приведёт к трагедии, передаёт танцем актриса Елена Сортова, она же играет эпизодически роли (слепого музыканта, Дону Анну и др.) и словно незримый судья наблюдает с стороны за нарастающей бурей. Длинный шлейф чёрной материи, который волочится за героями Елены Сортовой, становится символом жизненного пути, который может вот-вот оборваться, и придаёт атмосфере зловещности.
Самостоятельным героем спектакля становится белая крышка рояля на сцене – один из главных элементов декорации. Это и воплощение гениальной музыки Моцарта и сомнений в своём таланте Сальери. Прячась в ней, Сальери как будто уходит в себя, в свою душевную муку и тоску, и словно из-под крышки звучат в процессе действия мелодии всемирно известных произведений Моцарта. Вообще, этот спектакль необычайно музыкален. А сочетание музыки с классическими и документальными текстами и сильной энергетикой артистов создаёт атмосферу музыкально-литературного салона, в который попали мы, люди 21-го столетия.
Режиссёр: Сергей Захарин
Хореограф: Елена Сортова
Звукорежиссёр: Анастасия Романенко
Художник по свету: Григорий Павленко
В ролях:
Моцарт – Кирилл Пономарёв
Сальери – Никита Паршин / Роман Казачков
Девушка / Дона Анна – Елена Сортова
Место: театр-студия «Откровение» при ЦК «Сцена»
Продолжительность: 1 час 10 минут