Вас когда-нибудь встречали в театре санитары? В Студии театрального искусства спектакль «Мастер и Маргарита» начинается уже в фойе – всё пронизано атмосферой психиатрической лечебницы, где разыграется «шизофрения в двух частях» в постановке Сергея Женовача. Гардеробщики и служащие театра одеты в медицинскую форму, на окошке в зрительном зале – больничные занавески, на сцене декорация, собранная из наволочек и пододеяльников, стоит больничная койка с тумбой и кипенно-белый письменный стол с лампой, а внутри него настоящий камин, где непременно сгорит рукопись романа Мастера.
В этой сценической версии известного романа Михаила Булгакова нет нехорошей квартиры, Массолита, курьёзов с директором театра Варьете Лиходеевым и многих других горячо любимых эпизодов. Здесь древний Ершалаим и булгаковская Москва смешались в сумасшедшем доме. Все герои – либо пациенты, либо врачи. И особой разницы между ними нет – ведь профвредность накладывает свой отпечаток.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой», то есть в белой больничной рубахе с измазанным кровью подолом мечется, спотыкаясь, по сцене больной Понтий Пилат (Дмитрий Липинский), постоянно восклицая: «Голова! Моя голова!». В диалог с ним вступает робкий, кроткий, почти незаметный, напоминающий типичного кришнаита Иешуа Га-Ноцри (Александр Суворов). Их философская беседа никому неинтересна. Они бродят как неприкаянные среди всеобщего безумия, лепечут что-то, но кто ж их тут поймёт?
Все вокруг больны на голову. Скукожившись, в смирительной рубашке лежит на койке поэт Иван Бездомный (Иван Янковский), не в силах поверить, что видел Сатану. Его навещает потерявший вкус жизни Мастер (Игорь Лизенгевич), которому поговорить бы хоть с кем. Периодически проносится толпа санитаров с медсестрой со шприцем, превращающаяся потом в свиту Воланда. Покоя нет. Тема больной головы, да и наличия головы вообще, постоянно всплывает по ходу действия: отрезанную голову Берлиоза герои обсуждают задним числом, а она в это время лежит на столе; заостряется внимание на её пропаже в день похорон; на глазах зрителей подробно проворачивается трюк с отрыванием головы острому на язык конферансье.
Больничной участи тут избежали только двое. Томная красавица Маргарита (Дарья Муреева), разгуливающая в домашнем халате, а затем в обёрнутой вокруг тела простыне, предстаёт типичной горожанкой. Она может отчитать домработницу без повода и легкомысленно согласиться пойти куда-то с незнакомцем. А серьёзный, в строгом костюме-тройке Воланд (Алексей Вертков) заправляет в этой Москве-Ершалаиме абсолютно всем. Он приходит в клинику как к себе домой, соединяет судьбы Мастера и Маргариты, руководит сеансом «чёрной» магии с вылетающими из шляп купюрами и лифчиком из-за пазухи добровольца из зала. Оценку современным москвичам Воланд прямо не даёт, но намекает, что они тоже пациенты этого лечебного учреждения.
Одним из запоминающихся моментов спектакля становится попытка буфетчика театра Варьете (Андрей Назимов) объяснить Воланду, что деньги в его кассе превратились в резанную бумагу. Сатанинская свита мечется вокруг него как вокруг больного в агонии, а затем едва не увозит на каталке в морг, при этом ему припоминают и отвратительный чай, и второсортную осетрину. Эти моменты использует себе на пользу буфет СТИ: в антракте разносятся крики, что здесь лучший театральный буфет, но осетрина закончилась.
«Полёт» Маргариты на сатанинский бал напоминает волшебство – по залу летает маленький белоснежный платок. А на встречу с самим Воландом приглашённая пробирается в темноте со свечкой под мистические разговоры встретивших её. Сам бал мы видим лишь постфактум: на больничной койке разваливается изрядно подгулявшая свита, прямо как обыватели после вечеринки. Пылающая в пожаре Москва отражается красными бликами на белоснежной декорации, которая в конце спектакля спадает словно пелена с глаз. Открывается бесконечная темнота, куда уходят Воланд со своими сподвижниками. На краю сцены остаётся маленький сумасшедший людской мирок, с надеждами и планами, которые могут никогда не осуществиться.
Режиссёр: Сергей Женовач
Художник: Александр Боровский
Композитор: Григорий Гоберник
Художник по свету: Дамир Исмагилов
В ролях:
Берлиоз, писатель – Сергей Аброскин
Наташа, домработница Маргариты – Катерина Васильева
Воланд – Алексей Вертков
Гелла – Татьяна Галицкая
Маргарита – Дарья Муреева
Бегемот, кот – Вячеслав Евлантьев
Мастер – Игорь Лизенгевич
Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат – Дмитрий Липинский
Соков Андрей Фокич, буфетчик театра Варьете – Андрей Назимов
Афраний, начальник стражи – Сергей Пирняк
Азазелло – Александр Прошин
Николай Иванович – Глеб Пускепалис
Алоизий Могарыч – Сергей Сафонов
Бенгальский Жорж, конферансье театра Варьете – Андрей Самойлов
Коровьев – Григорий Служитель
Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ – Александр Суворов
Левий Матвей, бывший сборщик податей – Андрей Шибаршин
Иван Бездомный, поэт – Иван Янковский
Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 3 часа 15 минут
Фото: Александр Иванишин